Колонка редактора. Рыба «второй» свежести
О том, что в торговых сетях продают некачественную продукцию говорят давно, говорят много. По телевидению, по радио, в печатных СМИ эта тема примелькалась настолько, что народ недоумевает: «Когда же хоть что-то переменится в лучшую сторону?» Вопрос интересный, но возникает и другой: «Кто виноват?».
Попробуем если не разобраться до конца, то хотя бы обозначить проблему, поразмышлять над тем, что делать, как нам, покупателям, избежать «проколов», не поддаться на обман со стороны владельцев магазинов, обслуживающего персонала.
Нет, наверное, смысла лишний раз говорить, что рыба, особенно морская, должна присутствовать в меню человека. В советские времена на зря каждый четверг недели в меню столовых обязательно присутствовали блюда из рыбы. Так государство заботилось о здоровье нации. Теперь другие времена – рынок…
Движимый желанием приобрести свежемороженую рыбу, зашел на днях в один из рогнединских магазинов. Причем магазин, считающийся у нас вполне респектабельным, где и продавцы вежливые, и товар на витринах разложен аккуратно, броско, и ассортимент привлекает. Есть в нем и рыба. Правда, не всегда радует она своим внешним видом. Несколько раз покупал здесь тушки хека. Однако, в этот раз тушек не было, и мне пришлось купить хек без головы, но с хвостом. Две штуки. Подозрения в том, что я лоханулся, возникли еще в процессе очистки рыбы от чешуи – мясо под ножом было слишком мягким, напоминающим студень. Поэтому нарезать «стейки» ровно не удалось: раскромсал на множество бесформенных фрагментов. Рыхлое мясо легко отслаивалось от костей. Словом, на сковороде все эти «стейки» жарились, превращаясь в единую массу. Бери ложку и уплетай. Но, увы, даже киска долго принюхивалась, прежде чем рискнула продегустировать то, что осталось от злополучного хека.
Что ж, дурят нашего брата — покупателя. За наши денежки. В дополнение к теме вспомнил, как читательница нашей газеты купила в другом магазине мойву. На вид вроде бы вызывала доверие. Но когда стала разбирать содержимое, нас ожидала бомба в виде кулька тоже с мойвой, только мелкой-мелкой, уже пожелтевшей от времени, замаскированного в середину основного пакета. Ничего не скажешь, изобретательные продавцы работают в том магазине.
Кстати, Россельхознадзор уже предупредил россиян о появлении на прилавках несвежейрыбы, так называемой рыбы «второй свежести».Впрочем, эта весть мало кого удивила. Другой рыбы наши граждане не видели уже много лет. Под видом свежего улова в магазины чаще всего завозят продукцию сомнительного качества. Что надо знать, чтобы не попасть впросак? Как отличить свежую рыбу от прошлогодней?
— Спрашивать у продавца ветеринарные сопроводительные документы.
— В старой рыбе имеется окисление, поэтому она желтая по цвету, особенно в местах разрезов.
-Жабры у свежей рыбы алые, а у прошлогодней – коричневые или бурые.
-Чешуя теряет блеск и сыпется.
-У залежавшейся рыбы мутные глаза, у свежезамороженной – прозрачные.
-У старой рыбы рыхлое мясо, которое слишком легко отделяется от костей.
Последний пункт как раз характерен для моего случая. Так что если не хотим, чтобы нам всучили рыбу «второй свежести», а то и третьей, необходимо быть крайне внимательными, бдительными и принципиальными. Тут, как говорится, семь раз отмерь, один – отрежь. Кстати, бдительность не помешает и при покупке других продуктов. Как – то выбирал сметану в одном из рогнединских магазинов. Приглянулась баночка с названием «Брест – Литовск». Сметана оказалась просроченной аж на двенадцать дней. На мое возмущенное замечание продавец слегка сконфузилась, сказала, что уберет ее с витрины. И так получилось, что спустя несколько дней мне довелось снова придти в тот же магазин. Заметив баночку сметаны со знакомым названием «Брест – Литовск», решил проверить срок годности. Это оказалась та самая – просроченная! Так ее и не сняли с витрины. Т.е. продавец солгала мне, глядя в глаза. Между прочим, в том же самом магазине моему знакомому продали заплесневевшее сливочное масло. Впоследствии масло ему заменили, но горький осадок на душе остался.
Когда покупатель спрашивает продавца, просроченный или не просроченный товар, часто следует ответ: « Нет, свежий, вчера привезли…». Правильно, привезли, может, и вчера, или даже сегодня, но привезли от поставщика уже некачественным. Тогда куда смотрели владелец магазина или экспедитор? Или им безразлично, что травить людей ради денег – это не по — христиански, если не сказать больше – преступно.
Виктор ИГНАТОВ,
врио гл. редактора.