Сапфировая свадьба – еще сильней любви огонь

Радуйся жизни каждое дыхание – эти слова, я услышала много лет тому назад от пожилой верующей женщины.
Увидев в палисаднике Валентины Григорьевны и Василия Ивановича Демичевых, (что живут в Пацыни) пробивающиеся сквозь еще не совсем отогревшуюся землю десятки сортов лилий, уже готовые распуститься тюльпаны, а в кристаллах алмазной росы нежно-розовые, желтые, белоснежные нарциссы – прямо завораживают, сразу же подумала, это о их усадьбе сказала та женщина – старушка.
Всеми оттенками радуги, утопал в цветах от самой ранней весны и до поздней осени светится усадьба Демичевых. Начало июня благоуханием встречают пионы, от пионов не отстают удивлять ирисы. А красавицы розы, просто ликуют на клумбах.
Выросшая среди деревенского раздолья в своем родном Ратовском, а точнее сказать, в д.Близницы, у перелесков с морем ромашек, у ржаных полей с васильками по обочинам – Валентина с детства, всем сердцем полюбила их первородную красоту.
— Во времена моей молодости, говорит хозяйка усадьбы, в деревнях не было таких благородных цветов, как сейчас. Но в деревенских палисадниках горела лиловым пламенем сирень весеннею порою. Искрилась снежными гроздьями соцветий. Желтые нарядные шапки неприхотливых георгинов приветливо провожали на то, что время было тяжелое: непосильный труд, наравне со взрослыми в один ряд становились и дети и подростки, молодость брала свое. — Вечерами бегали в деревенский клуб. Столько было молодежи, в одном только Ратовском, что всех и вспомнить не могу, — говорит моя собеседница. Хотя о каждом своем земляке Валентина Григорьевна вспоминает с теплотой и любовью.
Первой певуньей на селе славилась Валентина. Сколько помнит себя, всегда пела. Для нее всегда важно было передать народную душу в песне. Хор тогда большой был в Пацыни. Неоднократно выезжали на концерты в соседние деревни, выступали на сцене г.Брянска, желанными гостями были и в других городах. Неоднократно становились лауреатами больших конкурсов.
Вспоминая свою жизнь, Валентина Григорьевна светлела от ее радостных мгновений. Сорок пять лет совместной жизни отметят супруги Демичевы в конце апреля.
— Щавель на луг я собирала, — говорит моя собеседница. – Смотрю, солдатик идет, в форме военной, такой симпатичный. Думала о нем, до самого вечера. А вечером в клубе на танцах и встретились. Дружить, встречаться стали. После трагической гибели моего первого мужа Михаила, на руках осталась дочка Галя. Ей в ту пору годика три было. Ничего. Свадьбу мы сыграли. Родилась у нас с ним Лена, потом сынок Виктор, потом еще дочь Катя. Четверых детей нужно было поднимать. Муж целыми днями на работе был. Четверть века трудился Василий Иванович на родных просторах.
Не просто трудился, отдавал себя полностью совхозной работе. Он и на тракторе, и на комбайне. Во все времена не сходил с Доски Почета. Валентина Григорьевна большую часть трудовой деятельности в бухгалтерии работала. А тогда, я по себе помню, бухгалтерские работники, наравне с полеводами шли и зерно на ток сушить, и на сеялках стояли, и лен вязали, и картошку собирали.
Вся тягость по уходу за детьми ложилась на плечи старшей Галины. А кроме всего прочего, хозяйство семья Демичевых держало огромное. По две коровы, по четверо телят в поле каждое утро провожали.
Овец держали отару, гусей, утей, свиноматок по две… Попробуй, успей везде. А еще огород картофельный с гектар обрабатывали. Со всем управлялась чета Демичевых.
Дети стали подрастать. Закончив школу, одна за другой стали девчата поступать в высшие учебные заведения. Все получили хорошие образования, обзавелись своими собственными семьями.
Что еще в жизни нужно. Надолго врезались в мою память строки сочинения выпускницы нашей Рогнединской школы: «…если…у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в долине… — все это руки матери моей – моей, и его, и его и его…»