Рогнединские учителя на августовском совещании говорили о реализация национального проекта «Образование»
Начальник отдела образования администрации Рогнединского района Е.В.Молоткова выступила с докладом на тему: «Реализация основных направлений национального проекта «Образование» на территории Рогнединского района: задачи, механизмы, перспективы»
«Примите самые теплые и искренние поздравления по случаю открытия нашего традиционного августовского совещания работников образования и началом нового учебного года!
Позвольте выразить глубокую благодарность и признательность педагогам-ветеранам и пожелать им крепкого здоровья, оптимизма и счастья.
Стало доброй традицией ежегодно в начале нового учебного года встречаться на августовском совещании для заинтересованного разговора об итогах деятельности районной системы образования за прошедший учебный год, заслуженных успехах и еще нерешенных проблемах.
В Указе от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» Президент нашей страны В.В. Путин определил перед системой образования России следующие цели:
-обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования;
– вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
— воспитать гармонично развитые и социально-ответственные личности на основе духовно-нравственных ценностей.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Слайд 6
Уважаемые коллеги!
Важный и актуальный проект «Поддержка семей, имеющих детей» нацелен на создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания. Поддержка направлена на семьи, имеющие детей раннего возраста, которые не посещают детский сад, в том числе и по состоянию здоровья, а также на граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Формами такой поддержки являются консультационные центры для родителей детей, не посещающих детские сады, и службы ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
У нас уже есть опыт его реализации. С 2015 года создан консультационный центр по вопросам дошкольного образования на базе МБДОУ Рогнединский детский сад «Солнышко». Родителям оказывается методическая, психолого-педагогическая, диагностическая, консультативная помощь.
В рамках национального проекта «Демография»исоздание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет.
Проект «Содействие занятости женщин»:
— увеличение численности малышей в возрасте до 3 лет, получающих дошкольное образование;т
— увеличение уровня занятости матерей дошкольников.
Структура дошкольного образования в районе на 1 сентября 2019 года включает: 2 – дошкольных образовательных учреждения ( МБДОУ Рогнединский детский сад «Солнышко», МБДОУ Гобикский детский сад «Колокольчик»); 2 – дошкольные группы на базе МБОУ «Вороновская СОШ» и МБОУ «Тюнинская СОШ им. Н.И.Рыленкова»;
— общее количество мест для детей в дошкольных организациях — 210;
— в текущем учебном году дошкольные учреждения планируют посещать 154 ребенка ;
— в течение последних 3 -4 лет наметилось снижение контингента воспитанников дошкольных учреждений.
— актуальная очередь на 1 сентября 2019 года отсутствует, все дети обеспечены местами в дошкольных учреждениях;
— в Рогнединском детском саду функционирует ясельная группа, которую посещают 14 детей.
Проект «Современная школа». Когда-то, в далёкие годы появилась первая церковно-приходская, начальная, семилетняя, школа рабочей молодёжи, восьмилетняя, средняя. Для того времени они были современными школами, а сегодня все образовательные учреждения находятся в постоянном поиске развития, чтобы успешно реализовать задачи проекта «Современная школа».
Его содержание направлено на обновление материально-технической базы, актуализацию нормативно-правовой базы, обновление методик, стандартов, содержания и технологий обучения, поддержка программ развития организаций, подготовка педагогических кадров по обновленным программам повышения квалификации и другие мероприятия. Это должно позволить к 2024 году внедрить в общеобразовательных организациях новые методы обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих повышение мотивации к обучению и вовлечению в образовательный процесс, с учетом обновления содержания и совершенствования методов обучения предметной области «Технология».
В рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в сельской местности и малых городах начнут работу Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», нацеленные на повышение качества подготовки школьников. Такие центры запланированы и у нас на базе немалокомплектных школ. Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций. На базе центров планируется реализация не только общеобразовательных программ по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ» с обновленным содержанием и материально-технической базой, но и программ дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности, а также социокультурные мероприятия.
Работа «Точек роста» будет выстроена следующим образом: в первую половину дня на их базе предполагаются уроки по трем обозначенным предметам, а после ребят ждут занятия в рамках внеурочной деятельности, деловые игры, тренинги.
Другим результатом национального проекта должна стать оценка качества общего образования во всех общеобразовательных организациях в соответствии с методологией и критериями на основе практики международных сравнительных исследований качества образования.
По итогам 2018-2019 учебного года к государственной итоговой аттестации были допущены все обучающиеся 11 классов. ЕГЭ по русскому языку сдали 100% выпускников. Самый высокий балл по русскому языку в текущем году у Абрамовой Марины (Снопотская СОШ) – 85 баллов.
Экзамен по математике — второй обязательный предмет для получения аттестата. С 2019 года выпускники могли выбрать только один уровень сдачи ЕГЭ по математике — базовый или профильный. Участники, получившие неудовлетворительный результат на ЕГЭ по математике, вправе были изменить выбранный ими ранее уровень для повторной сдачи экзамена в резервный срок. ЕГЭ по базовой математике сдавали 20 человек. 6 человек выбрали для сдачи ЕГЭ профильную математику. Самый высокий балл получил учащийся Пацынской СОШ Жуков Александр – 80 баллов.
Оценка уровня освоения образовательного стандарта основана на одном из ключевых индикаторов анализа результатов оценочных процедур — доле выпускников, успешно сдавших оба обязательных экзамена и по русскому языку, и по математике. В 2019 году стопроцентную успеваемость по обоим обязательным предметам показали выпускники всех школ. По предметам по выбору лучшие результаты ЕГЭ показали:−по обществознанию – Орешкова Анна (Рогнединская СОШ) – 72 балла, по литературе — Орешкова Анна (Рогнединская СОШ) – 72 б.
26 выпускников нашего района получили аттестаты о среднем общем образовании, 3 из них – награждены медалями «За особые успехи в учении».
К государственной итоговой аттестации было допущено 56 обучающихся 9-х классов.
Лучшие результаты по математике показали Рогнединская, Гобикская школы . По русскому самые высокие результаты в Рогнединской, Гобикской, Пацынской, Тюнинской, Шаровичской школах. Средняя оценка по району на ОГЭ по русскому языку – 4;
средняя оценка по математике – 3,9.
Для получения аттестата в девятом классе выпускнику необходимо было сдать 4 экзамена, два из которых являлись обязательными, а два предмета — по выбору. В результате экзаменов все выпускники получили аттестаты об основном общем образовании.
Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования. В настоящее время данная система включает в себя такие независимые объективные формы оценки и контроля как ЕГЭ, ОГЭ, национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, международные исследования и исследования профессиональных компетенций педагогов.
Всероссийские проверочные работы по-прежнему остаются одной из самых обсуждаемых школьных тем среди родителей, учителей и учащихся. В 2019 году ВПР были проведены во всех школах для обучающихся 4-х — 6-х классов в штатном режиме, а также в 7-х, 10-х и 11-х классах.
Педагогам совместно с администрацией школ необходимо провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся, планировать работу с детьми «группы риска», которые показывают нестабильные результаты, а также с учащимися, которые показывают стабильно высокие результаты.
Уважаемые коллеги.
О введении федеральных государственных образовательных стандартов мы говорим уже не первый год, и результатом можно считать реализацию ФГОС дошкольного, начального и основного общего образования во всех образовательных учреждениях. Но результатом проекта «Современная школа» должно стать внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных общеобразовательных программ. В 2019-2020 годах необходимо особое внимание обратить на повышение квалификации педагогов для обеспечения деятельностного подхода, особенно на подготовку учителей средней школы к внедрению стандарта профильного обучения. На необходимость повышения квалификации и рост профессионализма педагогов нацеливают нас и планируемые результаты проекта.
Уважаемые коллеги!
Продолжая тему реализации новых национальных проектов, подчеркну, что общей составляющей всех национальных проектов является
цифровизация деятельности. В сфере образования в период до 2024 года будет реализован проект «Цифровая образовательная среда». Это и обеспечение доступа в интернет на высокой скорости, и онлайн-образование, и электронный документооборот.
Сегодняшних детей называют «поколением больших пальцев» — поколением людей, родившихся со смартфоном в руках. Какие риски в обучении и воспитании детей видят ученые, психологи? Клиповое мышление детей: больше 6 абзацев с интересом современные дети не читают; «критичность мышления равна нулю»: дети верят всему, что в интернете; «цифровое одичание»: 200 друзей на одного ребенка в соцсетях, а в жизни??? Задача педагогов, взрослых, наставников, которые рядом, предотвратить угрозы социальных медиа для подростков. Что предстоит делать? Учить детей и их родителей цифровой гигиене, а значит учить распознавать опасности (соцсети – это не парк, а опасные «цифровые джунгли») учить думать, а не слепо доверять, учить переключать фокус внимания, чтобы избежать синдрома «цифрового наркомана», учить вести себя в условиях прозрачности соцсетей («за тобой наблюдают», «делай то, что нестыдно»), учить ответственности за свои слова и поступки и в жизни, и в интернете. Отсюда следует, что проект цифровизации образования наряду со стратегической задачей создания к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования всех уровней, имеет педагогическую задачу воспитания личности, социально ответственной, нравственно зрелой и готовой противостоять деструктивным течениям на просторах виртуального мира. Уроки ОБЖ, интернет-безопасности, финансовой грамотности — всё, что учит детей жизни, должно быть неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе.
Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности муниципальной системы образования является приведение существующих зданий образовательных учреждений в соответствие с требованиями. Таким мероприятием традиционно является подготовка образовательных учреждений к началу нового учебного года. Всем известно, что это работа не одного дня, а результат совместных усилий коллективов учреждений в части обеспечения комфортных и безопасных условий для всех участников образовательного процесса. Выражаю огромную благодарность всем, кто так или иначе принял участие в ремонте и оснащении образовательных учреждений. Отдельно хотела бы сказать спасибо руководителям, педагогическим коллективам образовательных учреждений и родителям, участвовавшим в подготовке школ и детских садов к новому учебному
году. С их помощью отремонтировано большинство учебных кабинетов, в которых будет комфортно учиться детям.
В настоящее время в образовательных учреждениях за счет средств районного бюджета и внебюджетных источников проведен косметический ремонт: покраска панелей, полов, оконных блоков и т.д. Проведена замена оконных блоков одного класса Тюнинской СОШ. В Гобикской школе выпускником школы Зюкиным Михаилом Викторовичем оказана спонсорская помощь по ремонту класса: заменены окна, дверь, выполнен ремонт стен, потолков, пола, сделано новое освещение. Приобретена доска, шкаф, вешалка для раздевания, жалюзи.
Завершен капитальный ремонт кровли Вороновской средней общеобразовательной школы Работы на объекте проведены ООО «ДУБРОВКАСЕЛЬХОЗМОНТАЖ» (генеральный директор Фоевцов В. Б.). Объем финансовых средств составмл 3 880 800 рублей.
Ключевым вопросом в деятельности образовательных учреждений является обеспечение безопасной эксплуатации.
Автоматическая пожарная сигнализация находится в рабочем состоянии. Образовательные учреждения обеспечены первичными средствами пожаротушения. Ежегодно проводится техническое обслуживание и перезарядка огнетушителей.
Теплоснабжение учреждений образования осуществляется от 8 собственных газовых котельных, 3 учреждения отапливаются от центральной котельной п. Рогнедино. Организованы работы по профилактическому ремонту и ревизии запорного оборудования. Проведено обучение операторов газовых котельных. Поверены манометры и газоанализаторы.
Выполнены работы по наладке автоматики безопасности, установленной в котельных, режимные испытания водогрейных котлов. Проведена опрессовка систем отопления.
Парк школьных автобусов в районе — 5 единиц. Функционируют автобусные маршруты Рогнедино-Лутовиновка, Рогнедино-Хариново, Гобики-Осовик, Семеновка – Гришина Слобода.
Общий объем финансовых средств муниципального бюджета, направленных на подготовку к новому учебному году и отопительному сезону, составил 1377,4 тыс. рублей.
Комиссионная приемка образовательных учреждений к новому учебному году проведена 12-13 августа 2019 года. По итогам проверки все образовательные учреждения приняты к новому учебному году.
Современная школа нуждается в инновационном развитии, которое должно быть основано на принципах образовательной политики, определённых в Федеральном законе «Об образовании в РФ», приоритетных национальных проектах. Современные преобразования в стране, открытость общества, быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию, система образования должна обеспечить решение ключевой задачи развития страны – формирование её человеческого потенциала и, как следствие, нового качества экономических, социальных и духовных отношений в обществе. Поэтому приоритетами на ближайшие годы являются: полноценное формирование новой системы поиска и поддержки талантливых детей, переход к ориентированной модели образования в средней и старшей школе, превращение школы в центр жизни, а не только в место, где учат детей, чтобы наша страна действительно вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
С этим же связан и проект «Учитель будущего». От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество любого образовательного учреждения. Именно поэтому к образовательному уровню педагогических и руководящих работников должны предъявляться самые высокие требования.
Проектом предполагается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий. Итогом станут результаты независимой оценки профессиональных компетенций педагогов.
В учреждениях образования работает 114 педагогических работников. 77,2 % педагогов имеют высшее образование.
Число молодых педагогов до 35 лет от общего числа педагогов составляет 8,7 %. Процент работающих в возрастной категории от 55 л. и более составляет 29%.
Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообществом его педагогической деятельности, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания Конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом. В истории системы образования много ярких побед и достижений: заслуженные учителя, отличники народного просвещения, победители грантовых конкурсов на получение премий Президента Российской Федерации и Губернатора Брянской области. Думаю, что имена многих педагогов вспомнились вам сейчас. Пользуясь возможностью, хочу выразить еще раз слова благодарности ветеранам педагогического труда, которые хранят традиции нашего образования, передают свой богатый опыт и вносят существенный вклад в систему образования района.
Сохранению и преумножению традиций способствуют проводимые конкурсы. Победителем и призёром муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года» стали – Лохматова Светлана Александровна, учитель начальных классов Рогнединской СОШ, Рарыкина Евгения Владимировна, учитель технологии Вороновской СОШ. В региональном этапе конкурса район не принимал участие. Не принимали из-за малой численности воспитателей мы и участие в конкурсе «Воспитатель – 2019».
Следующий проект «Успех каждого ребенка» непосредственно связан с предыдущим, поскольку его целью является обеспечение для детей доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Результатом проекта является охват 80 % детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием. В 2018-2019 учебном году в учреждении дополнительного образования занимались 246 детей.
В результате реализации проекта с 2019 по 2024 год в открытых онлайн-уроках «Проектория или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектах, направленных на раннюю профориентацию, должны принять участие не менее 70% от общего числа обучающихся. В 2018-2019 учебном году у нас участвовали 87 обучающихся из 7 общеобразовательных учреждений за исключением Шаровичской школы. Таким образом, каждое общеобразовательное учреждение и каждый учитель должны включиться в эту деятельность и обеспечить детям условия для реализации их возможностей и достижения успеха. Тем более, что успехи наших детей в различных конкурсах, олимпиадах, проектах впечатляют.
В 2018-2019 учебном году призовые места заняли школьники в следующих областных конкурсах:
− Учащаяся 7 класса Рогнединской СОШ Борисова Ксения — победитель регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в возрастной группе 6-7 кл. (учитель Соломникова А. А.)
Чудопал Елена – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии (учитель Матвеева А. Ю.)
Дипломант среди учреждений доп. образования областного конкурса чтецов 1 место Гаврин Иван – МБУДО Рогнединский ЦРТДиЮ рук. Саутина Валентина Викторовна
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ за яркое образное воплощение темы Родины награжден Елисеев Егор – учащийся Рогнединской СОШ (рук. Алешина Татьяна Анатольевна).
ЛАУРЕАТ регионального конкурса патриотической песни «Пою мое Отечество» Сорокина Дарья – уч-ся МБОУ Рогнединская СОШ (рук. Ратникова Наталья Владимировна);
За высокое исполнительское мастерство и сценическую культуру звание Лауреата областного смотра художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» получил чтец Елисеев Егор, учащийся Рогнединской средней школы
Областной конкурс детского творчества «Зеркало природы» в номинации «Природа и творчество» 2 место объединение «Художественная обработка древесины» МБУДО «Рогнединский центр развития творчества детей и юношества», автор работы «Триптих «Край родной, родимая сторонка» (руководитель – Бондарев Н.Г.);
Команда МБОУ Вороновская СОШ (руководитель Самохова Валентина Александровна) заняла 2 место в номинации «Курс выживания» в ежегодном военно-прикладном многоборье «Кубок им. Героя Российской Федерации Олега Ермакова»
Хочется ещё раз поблагодарить педагогов и ребят за большую работу и пожелать всем новых побед и достижений и самое главное реализации задуманных идей и планов. Ещё одним результатом реализации проекта должна стать система мер профориентации, которая обеспечивает ознакомление обучающихся 6–11 классов с современными профессиями, позволяет определить профессиональные интересы детей, получить рекомендации по построению индивидуального учебного плана. Профориентационная работа должна стать одним из главных направлений деятельности каждого образовательного учреждения и каждого педагога. Призываю всех классных руководителей активно включиться в мероприятия проекта. Это тем более актуально, поскольку проект «Успех каждого ребенка» нацелен на внедрение методологии сопровождения, наставничества и «шефства» для обучающихся.
Уважаемые коллеги, сегодня необходимо понимать, что успешность современного человека определяется не только багажом полученных знаний, но и его социальной активностью в обществе. Проект «Социальная активность» направлен на воспитание социально ответственной личности через развитие наставничества, поддержку общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства). Особой формой самореализации, обретения трудовой практики и опыта для ребят стало временное трудоустройство несовершеннолетних, в котором в этом году приняли участие 3 школы 12 учащихся. На оплату труда ребят было выделено 60933 рубля. Это хорошая возможность для ребят получить деньги за свой труд, мы же как педагоги видим в этом воспитание трудовой дисциплины и ответственности. Мы начали реализовать себя в важных направлениях Юнармия и Российское движение школьников.
Рогнединская средняя школа имеет опыт организации волонтерской деятельности. С участием волонтеров организованы и проведены различные мероприятия. Волонтеры принимали участие в распространении листовок и памяток по пропаганде ЗОЖ, георгиевской ленточки и др.. В рамках проекта «Социальная активность» в предстоящем году самым главным будет вовлечение обучающихся в деятельность общественных объединений, волонтёрских отрядов по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых юбилею Великой Победы.
Современная школа нуждается в инновационном развитии, которое должно быть основано на принципах образовательной политики, определённых в Федеральном законе «Об образовании в РФ», приоритетных национальных проектах . Современные преобразования в стране, открытость общества, быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию, система образования должна обеспечить решение ключевой задачи развития страны – формирование её человеческого потенциала и, как следствие, нового качества экономических, социальных и духовных отношений в обществе. Поэтому приоритетами на ближайшие годы являются: полноценное формирование новой системы поиска и поддержки талантливых детей, переход к ориентированной модели образования в средней и старшей школе, превращение школы в центр жизни, а не только в место, где учат детей, чтобы наша страна действительно вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
Уважаемые коллеги!
Впереди новый учебный год! От того, как мы его начнем, во многом зависит эффективность нашей дальнейшей деятельности. Поэтому в канун нового учебного года хочется пожелать вам здоровья, внутренней стойкости, профессиональной чуткости, оптимизма, удачи, а главное, удовольствия от собственной работы!
Пусть этот новый учебный год будет интересным, увлекательным, немножно загадочным, в чем-то чуточку сложным, ведь через преодоление сложностей мы готовимся к жизни.
С новым учебным годом!»