Из воспоминаний о войне жительницы Рогнединского района Светланы Викторовны Рылиной

10 января 2019, 15:51 | Общество 21

Детям войны посвящается… Продолжение ( Начало. Часть 1 ).(Часть 2)42-й год. Лето. Бой шел за церковь всю ночь. Мы забились в свои «блиндажи» под корягой старой ракиты и дрожали от страха. Бабушка, стоя на коленях и простирая руки к небу, ...

Детям войны посвящается… Продолжение ( Начало. Часть 1 ).(Часть 2)42-й год. Лето. Бой шел за церковь всю ночь. Мы забились в свои «блиндажи» под корягой старой ракиты и дрожали от страха. Бабушка, стоя на коленях и простирая руки к небу, все шептала: «Боже, спаси и сохрани». Вася, мой двоюродный брат, у которого отец был командиром партизанского отряда, все стоял и смотрел. Он ждал, когда закончится бой, удержатся ли наши? Не удержались. Они спешно, на рассвете покидали деревню, унося раненых через Геряхину (это место, где можно перейти Десну вброд).

Ребята должны были проверить: а вдруг кто-то ранен и живой, а, вдруг, не всех убитых смогли прикопать. Это был тайный приказ партизан. Уходя, они обещали: мы придем и похороним на кладбище. Но…

В 41-м, когда шли ожесточенные бои за церковь, было оставлено много трупов советских солдат и партизан, немцы всех побросали в церковный колодец, а потом наши подкинули туда немцев и он был до верха забит трупами. Никто никогда после войны не трогал его. В деревне жил церковный староста Парцевский Иван Григорьевич, очень воспитанный, грамотный человек. За советом все шли к нему. Так вот он сказал нашим жителям: «Не трогайте, за них молятся все святые, земля еще не оплакала их… И не ищите там сокровища, нет их там, все забрали, когда закрывали церковь. Поверьте, я знаю это».

В 48-м приезжали тайно к моей матери две дочери Троицкого батюшки не за сокровищами, а чтобы помолиться. Это был февраль. Днем они боялись выходить из дома, а ночью стояли на кирпичах церкви и молились. Всего два дня и две ночи — больше не могли, так как опять куда-то уезжали. Моя мать и Аксенов Иван Тихонович проводили ночью их до Рекович, но адреса они не оставили, только шепнули на ухо моей матери: мы дадим о себе знать.

В 68-м году, когда мать работала директором средней школы в Алешне, был звонок из Франции. Ответить им было невозможно — затаскали бы.

В деревне свирепствовал тиф, наша землянка была увешана полынью, бабушка заставляла меня, Илью и Ваньку Дыма пить какаю-то горькую отраву. Умерла дочка у тети Дуни Страховой, умерла жена ее брата, оставив трое детей, погиб муж тети Дуни. Она уже не плакала,  боялась, что тоже умрет и оставит своих двух ребят сиротами. Боже праведный! Как достойно она держалась!

Этот противотанковый ров проходил возле ее землянки. Бой был утром, а ночью она услышала стон и, выйдя из землянки, увидела тяжелораненого бойца, подползшего к ее двери. Разбудила ребят и приказала бежать за тетей Фрузой. Она у нас в деревне была всегда в авторитете, даже бабушка ее слушалась. И вот ребята тети Дуни Митя и Афоня, наши Вася Турков и Тимошин унесли и спрятали этого солдата в лозе около брода. Через 3 дня партизаны забрали его.

О брате тетя Дуня тоже ничего не знала. Он был в блокадном Ленинграде и защищал его с первых дней. Вернулся домой больной, но болеть ему было не за кем. Трое детей своих и двое сестры (она к этому времени сильно сдала). Женили на девушке, которая пережила такое, что в страшном сне не приснится. Анастасия Арсентьевна из Семеновки. Вы слышали какое зверство сотворили там немцы? Всех согнали и отфильтровали. Молодых девушек — в Германию, а матерей с маленькими детьми — в сарай для сожжения. Мать и младший брат были сожжены, а Анастасия Арсентьевна угнана в Германию.

Они встретились после войны и она не побоялась выйти за Алексея Семеновича и стать матерью для его троих детей и еще родила четверых.

Всегда красивая, опрятная, ходила в колхоз по наряду и успевала накормить, обстирать и дать образование детям. Вместе со своим мужем Алексеем Семеновичем сумели пережить горе и в старости не были обузой для детей. Живет в Троицком их дочь Тамара Алексеевна и, видимо, не отпускает ее память и любовь к Троицкому.

Удивительные по своей красоте жили у нас люди. Помню ее только отчество: Николаевна, а в деревне у нас все ее звали Саша — барынька. Сколько она читала! Совершенно была не приспособлена к деревенской жизни и вся ее жизнь — книги, их она спасла от огня, а немцам они были не нужны. Откуда она у нас никто не знал. Пришли они с мужем после революции, он при церкви был садовником. Посадил школьный сад, церковный, в своей усадьбе и аллею сирени разных цветов возле церкви. Не сохранился церковный сад, его уничтожили немцы, все остальное плодоносит до сих пор. А какие там сорта яблок! А какая сирень!

В войну от тифа у Саши -барыньки умерла единственная красавица дочь, оставив сиротой мальчика 10 лет. Муж у Саши погиб. И вот эта бабушка при страшной бедности сумела вырастить прекрасного человека, сумела дать ему образование агронома. Это наш троицкий Коля Гапонов, в Федоровском, куда был направлен председателем Сельсовета, он Николай Федорович Гапонов. В Гобиках работает его дочь.

Зима 42-43 г.г. была очень жестокой. Жить становилось все труднее. Бабы, надорвавшись от непосильного труда, приползали к бабушке лечиться. Грыжи, радикулиты она называла «утином». Человек ложился вниз животом на порог землянки и она его била голиком (это стершийся березовый веник по голой спине, читая над ним молитву). Когда сеанс заканчивался больной вставал и уходил уже здоровым.

Тайну этого врачевания я не успела узнать — бабушка рано ушла из жизни.

Стали лечить в Троицком Алдошка Володина (Авдотья Павловна Мамочкина), Жучиха (Арина Григорьевна Мамочкина). Алдошка гадала и выговаривала все, что было на теле сверху, Жучиха — сверху и внутри.

У Алдошки муж погиб, дочь расстреляли за связь с партизанами, двое маленьких сирот, потом и отец девочек погиб, две своих дочери, у одной маленький ребенок, муж на фронте. Ужас!

У Григорьевны четверо мал-мала меньше. Муж погиб. Как же тут не лечить? Хоть какой-то кусок хлеба был! Лечила, как могла!

Они были высококлассными специалистами. Григорьевна гадала кусочком воска в стакане воды и все сбывалось, лечила младенчик у детей и выгоняла чертей. Выгоняла! Я говорю об этом с полным основанием, потому что 3 раза присутствовала на этом сеансе. Затем, в институте, рассказала об этом профессору Зерчанинову, который вел у нас предмет «Устное народное творчество». Он приезжал к ней в 1962 г., много записывал, присутствовал, когда она выговаривала, а уезжая, пригласил в гости к себе и она приезжала. А потом, в беседе со мной все восклицал: «Боже, какой талант, в этой забытой Богом деревне, ей бы в Москву». Никуда она не поехала, она просто помогала психически больным людям, искалеченным войной.

Захлебываясь в воспоминаниях, я спешу описать все, что пережили мы, дети, что видели и слышали.

Где, что достать, проглотить — стало нашей задачей. Мы, как заведенные болванчики утром встали, есть, что поесть, значит — поели, нет — шли добывать.

Сначала нюньки (они росли только возле Мишки Галина у колодца), потом желуди, которые мы жарили в земле. У каждого было свое кресало, чтобы высечь огонь. Делали мы это искусно, даже промахов не было. Нюньки мы обдирали, сердцевинку съедали, а корешки домой (от поноса), скорлупа желудей от малокровия. Все знали.

Изъеденные клопами, блохами, вшами мы жили с войной, мы не помнили довоенной жизни. И поэтому босые, голодные, раздетые выстраивали жизнь. Мы никогда не плакали, мы все молча наблюдали. Мы никогда не дрались, и если, Ванька Дым ныл иногда, то Коля Турков обязательно что-нибудь ему совал в рот. Откуда он брал? Полицаи и немцы чуть ли не каждую ночь грабили нас. Из еды брать было нечего, так они забирали деревянные ложки, ножи (если не успели спрятать) новые лапти, свайки, сделанные ребятами. Свайка была главным инструментом в плетении лаптей, во время войны свайка и лапти были бесценны. Плели лапти из коры липы, но ближайшие липы были ободраны «как липки»: кора — на лапти, цветы — в лепешки и чай.

В Троицкое ни войти, ни выйти: все заминировано, только территория за Десной, ближе к лесу свободна, но до Десны надо добраться — она тоже контролировалась немцами. От голода снова стали пухнуть и умирать. Умирали, в основном дети, да и взрослые ходили безучастные ко всему. Бабушка теперь заставляла нас есть дикий чеснок. Утром и вечером мы ходили за ним к роднику. Ели сами и приносили другим.

Война еще не закончилась и жизнь продолжалась.

Светлана РЫЛИНА

(Продолжение следует)

Часть 1

Часть 2

 


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить