Подготовка профессионалов начинается в школе: экспертный доклад

01 октября 2025

Экспертный доклад «Новые кадры для технологического лидерства: вызовы и решения» подготовили в АНО «Национальные приоритеты». В нем определен топ-15 навыков и компетенций, необходимых любому специалисту, работающему на технологическое лидерство страны.

Рейтинг основан на опросе более 1000 экспертов, представляющих государственные, общественные организации, бизнес и образование. В подготовке самого доклада участвовали 22 эксперта, в том числе и представители Государственного Совета РФ, проанализировавшие уровень подготовки в средней школе, СПО и высшем образовании для технологического лидерства: они отметили трудности и предложили пути их преодоления.

«Научно-технический прогресс — один из наиболее значимых факторов, характеризующих лучшее будущее. В него включены образование, грамотность, новые технологии, ИИ и ряд других составляющих», — Владимир Княгинин, член комиссии «Кадры» Госсовета РФ, вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Технологии — условие лучшего будущего

«На сегодняшний день научно-технический прогресс рассматривается как одна из наиболее значимых групп факторов, характеризующих лучшее будущее, с точки зрения людей. В понятие научно-технического прогресса включаются: образование, грамотность, новые технологии, ИИ и ряд других составляющих. Именно с данными элементами люди четко связывают представления о лучшем будущем. При этом доля молодых людей, придерживающихся такого мнения, существенно превышает соответствующий показатель среди старшего поколения», — уверен Владимир Николаевич Княгинин, член комиссии «Кадры» Госсовета РФ, вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Мыслить ясно

Отвечая на вопросы о навыках и компетенциях для технологического лидерства и суверенитета, эксперты пришли к выводу, что в первую очередь необходимы аналитическое мышление (1 место и 4.58 балла), способность к обучению и адаптации (4.50), критическое и стратегическое мышление (4.46), а также способность рассуждать логически (4.42) и решать проблемы (4.41). Причем развивать их нужно тем, кто занят и в инновационных отраслях, и в консервативных. По мнению экспертов, этим компетенциям обучать не менее важно, чем профессиональным навыкам.

Решает школа

Авторы доклада подчеркнули, что основной запрос общества к средней школе — это программы, в большей степени ориентированные на практику. Профориентации школьников мешает размытость карьерных ориентиров и недостаточно развитая навигация в мире профессий. Это отражается затем и на системе высшего образования.

Анализируя задачи, актуальные для вузов, авторы доклада отметили, что часть студентов прерывает обучение. В 2024 году, например, отчислились 32% тех, кто учился на инженерных направлениях. Возможно, у абитуриентов неясное представление о тех специальностях, на которые поступают. В итоге они делают выбор в пользу другого вуза или другой профессии уже в процессе обучения.

Среди вузов эксперты отметили качественный разрыв между подготовкой в топовых и «всех остальных» вузах.

Сила в интеграции

Авторы доклада отметили несколько болевых точек как среднего, так и высшего образования, и пришли к выводу, что система СПО в целом эффективнее справляется с вызовами времени.

Во многом в этом помогает федпроект «Профессионалитет», который входит в нацпроект «Молодежь и дети». Участвующие в нем колледжи обеспечены современным оборудованием, там преподают по программам, ориентированным на реальное производство. Студенты проходят практику на предприятиях-партнерах, гарантирующих успешным выпускникам устройство на работу.

Однако авторы доклада отметили ограниченные финансовые возможности бизнеса для преобразований в профильных училищах и колледжах. Уровень модернизации СПО различается в зависимости от отрасли: например, в легкой промышленности ресурсы ограничены. В докладе также отмечен относительно невысокий пока уровень устройства на работу выпускников колледжей и техникумов в первый год после окончания обучения. При этом в повышении уровня выпускников заинтересован как бизнес, так и государство. Авторы доклада приходят к выводу, что наиболее результативный для всех подход — продолжать укреплять бесшовное взаимодействие в системе среднего профобразования государства, бизнеса и самих колледжей.

Для развития системы СПО авторы доклада предлагают дополнительно стимулировать компании, участвующие в целевом обучении: например, налоговыми льготами. Нужно создавать также новые модели вовлечения бизнеса в трансформацию колледжей. Повысить уровень трудоустройства выпускников, по мнению авторов доклада, можно в том числе за счет отсрочки от армии при условии отработки.

Обозначить траекторию и опереться на ценности

В российской практике уже накоплен опыт образовательных инноваций, который можно масштабировать, указано в докладе. Авторы предлагают решения и для всей системы образования, и для каждой ступени.

В целом необходимо преобразовать единую систему образования в сторону более явного формирования карьерных и жизненных траекторий у молодых людей. Это должно происходить одновременно с расширением практики дуального обучения — теорию в учебном заведении сочетать с практикой на предприятии. Важно усилить практическую составляющую и в средних школах, например, внедрить систему STEM, объединяющую ключевые области знаний — науку, технологии, инженерию и математику — с междисциплинарными форматами, с акцентом на исследования и эксперименты.

Нетривиальным оказалось также то, что вырастить настоящего ученого или инженера невозможно без опоры на специально проработанную систему ценностей, именно она создает опору для прорыва в будущее. Важное место в этой системе ценностей занимает патриотизм, в том числе направленный на достижение технологического лидерства.

В системе высшего образования также необходимо усиливать практическую составляющую обучения. В вузах для этого создают высокотехнологичные лаборатории. Профессиональной самореализации студентов поспособствует поддержка их проектной и предпринимательской активности. Эксперты также призывают активнее интегрировать в учебный процесс новые технологические решения — использовать нейросети, симуляторы, цифровые платформы.

Фото: Екатерина Лызлова/РИА Новости

БАРС Брянск

Еще по теме:

Октябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
26 сентября 2025, 15:28

День работников дошкольного образования. Любить, воспитывать, учить — предназначено судьбой

День дошкольного работника — возможность выразить свою признательность и уважение особенным людям. Тем, которые обеспечивают пребывание детей в дошкольное учреждение. И стоит отметить, что этот профессиональный праздник касается не только воспитателей, но и  работников других профессий. Музыкальные руководители, заведующие, методические работники, повара, нянечки, воспитатели, медперсонал, завхозы, логопеды и т.д.  Для всех них день дошкольного работника — профессиональный праздник.

26 сентября 2025, 11:43

ГОСПАБЛИКИ: УДОБНО, ПОЛЕЗНО, НАДЕЖНО!

Госпаблики - это официальные страницы всех государственных учреждений в российских социальных сетях, специальные площадки для донесения нужной информации до конкретной аудитории. Отличить их от обычного паблика можно по метке «Госорганизация». В таких группах органы власти и госучреждения обязаны публиковать информацию о своей работе и отвечать на вопросы пользователей.

26 сентября 2025, 11:40

В стране счастливого детства

В суете нынешней жизни так важно найти для ребенка место, где ему будет по-настоящему тепло, уютно и безопасно. Таким местом для многих семей в Рогнедино стал детский сад "Солнышко", который распахнул свои двери тридцать восемь лет назад и с тех пор заслужил любовь не только детей, но и их родителей. С первого шага на территорию "Солнышка" понимаешь: здесь все продумано для маленьких жителей. Яркие краски, ухоженные клумбы с цветами, за которыми малыши ухаживают вместе с воспитателями, и безопасные современные игровые площадки создают ощущение сказки. А как иначе, когда каждое утро тебя встречает улыбка воспитателя и веселый смех друзей? Войдя внутрь, попадаешь в пространство, где каждая деталь работает на развитие и хорошее настроение ребенка. Группы просторные и светлые, наполненные воздухом и солнцем. Они разделены на зоны для игр, занятий и отдыха. В уголке для творчества всегда есть материалы для рисования, лепки и аппликаций, а на полках ждут своих читателей красочные книги. - Мы стремимся создать такую атмосферу, чтобы ребёнок с радостью бежал в садик, - рассказывает заведующая детским садом Мария Алексеевна Соломникова. - Для нас важно, чтобы дети чувствовали себя здесь как дома: были окружены заботой, могли проявить себя в творчестве, играх и общении. Именно люди - особая гордость детского сада "Солнышко". На сегодняшний день это 24 сотрудника, сплоченная команда, которая в первую очередь старается сохранить и укрепить здоровье детей, сделать дошкольное детство ярким периодом жизни, опираясь на главный вид детской деятельности - игру, и подготовить воспитанников к школе, сформировав лучшие качества личности. В "Солнышке" понимают, что лучший способ учиться - это игра. Поэтому образовательный процесс построен на современных методиках, которые развивают в детях любознательность, критическое мышление и самостоятельность. Помимо основных занятий, здесь работают кружки по интересам: от драматического, где даже самые скромные малыши раскрывают свои таланты, до подготовки к школе. А какие праздники здесь устраивают! Утренники превращаются в настоящие спектакли, где каждый ребёнок - не просто зритель, а главный участник действия. Родители с удовольствием помогают в подготовке костюмов и декораций, становясь частью большой и дружной семьи детского сада. Не меньшее внимание здесь уделяют здоровью и безопасности детей. Дошкольное учреждение оборудовано необходимой противопожарной сигнализацией, системой оповещения, "тревожной" кнопкой и другими важными вещами. Детский сад "Солнышко" - это больше чем учреждение. Это мир, где ценят индивидуальность каждого ребенка, где растут и развиваются счастливые дети. И глядя на их сияющие глаза, не остается сомнений, что свое название этот сад оправдывает на все сто процентов. В таком замечательном месте работает воспитатель Ирина Егоровна Никитеева, которая каждый день дарит детям не только знания, но и частичку своей души. Когда видишь, как малыши с радостью бегут к ней утром, обнимают крепко-накрепко и не хотят отпускать вечером, понимаешь: это и есть главный показатель профессионализма и любви. Для десятков мальчишек и девчонок она стала второй мамой, мудрой наставницей и верным другом. Ирина Егоровна - уроженка Рогнединского района, здесь она родилась и выросла в многодетной семье обычных тружеников. С раннего детства маленькой Ирине родители привили такие нравственные ценности, как доброту и сострадание, честность, ответственность, уважение к старшим. Будучи младшим ребёнком в семье наша героиня обладала трудолюбием и любовью к порядку, бережно относилась к вещам и росла любознательной девочкой. Именно на этих базовых ценностях и навыках впоследствии Ирина Егоровна вместе с мужем воспитала своих двоих дочерей, а теперь и малышей в детском саду. Путь в профессию И.Е. Никитеевой начался семнадцать лет назад. До этого она закончила Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского по профессии учитель истории. Затем прошла курсы переподготовки на должность воспитателя. Её трудовая история началась с ясельной группы. Именно здесь, среди малышей, которым едва исполнилось полтора года, Ирина Егоровна нашла своё призвание. - В яслях всё по-настоящему, - с улыбкой рассказывает она. - Малыши не умеют притворяться. Их улыбки - искренние, слёзы - горькие, а объятия - самые крепкие на свете. Они только начинают говорить, делать первые шаги, и быть свидетельницей этих открытий - огромное счастье. Около пяти лет Ирина Егоровна проработала в ясельной группе, потом расставаться со своими воспитанниками ей не захотелось и она из года в год, из одной группы в другую, вела своих подопечных в новый этап жизни. Сейчас Ирина Егоровна работает в средней группе. Её рабочий день начинается с улыбки и теплого слова для каждого ребёнка. Она всегда заметит, если кто-то пришел грустным, пожалеет, отвлечет интересной историей или просто тихо посидит рядом. Её доброта не вседозволенность, а разумная и чуткая забота. Дети знают: Ирина Егоровна всегда выслушает, поймет и поможет, но при этом мягко и настойчиво научит правилам дружбы, взаимопомощи и справедливости. В своей группе И.Е. Никитеева создала особую атмосферу уюта и творчества. Здесь на стенах "растут" волшебные деревья с детскими рисунками, а поделки, сделанные "начинающими мастерами" ценные экспонаты своеобразной выставки. Она умеет превратить обычный день в маленькое приключение: изучение букв становится интересным путешествием, а прогулка - экспедицией в поисках осенних сокровищ. Ирина Егоровна главным в своей профессии считает любовь к детям, доброту, чуткость и внимание. Для неё все дети одинаковы, нет "любимчиков". - Воспитатель - это не профессия, а состояние души, - уверена сама Ирина Егоровна. - Не мы выбираем детей, а они нас. И это большая честь и ответственность - стать для маленького человека проводником в этот огромный и интересный мир. Безусловно, быть воспитателем - это колоссальный труд, требующий бесконечного терпения, мудрости и энергии. Но И.Е. Никитеева уверена, что этот труд возвращается сторицей. - Самая большая награда для меня - видеть сияющие глаза детей, их первые успехи, их доверчивые объятия, - признаётся она. - Когда через годы выпускники приходят в гости и рассказывают о своих достижениях, понимаешь, что вложил в них что-то важное, доброе. Это и есть настоящее счастье. В канун профессионального праздника Ирина Егоровна адресовала своим коллегам пожелания крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья и терпения в труде. Мы, в свою очередь, от всей души поздравляем Ирина Егоровну и всех воспитателей с их профессиональным праздником! Спасибо вам за ваш нелёгкий, но такой важный труд. За то, что вы - первые учителя наших детей, которые открывают им мир своим большим и чутким сердцем.

25 сентября 2025, 09:53

Рогнединцы делятся мнением о службе по контракту

Своим мнением о службе по контракту поделилась Светлана Михайловна Самошкина, директор МФЦ Рогнединского района:

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in