Твои люди, село

Ландыши для любимой
В Барановке ее уважительно-ласково называют «Светик», или «Лучик солнца наш». А кто – с юмором, но тоже уважительно: «Скорая помощь», «Продуктовая лавка», «Наша спасительница» и т.д. Благодаря Светику, то есть социальному работнику Светлане Ивановне Гришковой, и ее мужу Сергею Афанасьевичу в деревне еще теплится жизнь.
Вот что говорит одна из оставшихся восьми ее жителей Нина Ивановна Ходыкина:
— Дети мои зовут жить к себе, в город. Отвечаю «нет», пока Света здесь, я останусь в Барановке. И сама она, и Сережа очень добрые люди, работящие. Хлевок мой похинулся, так Сережа пришел и поправил. Калитку тоже отремонтировал. Нужда в дровах – тут он. Подвезет на тракторе всех, кому нужно, в Чернею, к автобусу. И обратно доставит. Света варит холодец к празднику, и меня не забудет, угостит. Очень хорошие люди, я за них Богу молюсь.
На попечении Светланы Ивановны трое стариков: Н.И.Ходыкина и Николай Ильич Сафронов, проживающие в Барановке, и Николай Ефремович Гришков, переехавший в Гобики. Раньше был еще Иван Константинович Курзов, но тяжело заболел. Зная, что он обречен, Светлана делала все, чтобы выходить бывшего малолетнего узника.
У социальных работников есть определенный круг обязанностей, за выполнение которых они получают свои кровные: обеспечить продуктами, помочь прибраться в доме, если надо приготовить старому человеку еду и т.д. На самом же деле все не так просто. Особенно что касается Барановки, где нет ни магазина, ни медпункта, ни автобусного сообщения. Поэтому С.И.Гришковой приходится работать в условиях, близких к экстремальным.
— Деревня наша на отшибе, глухомань,как считают многие, — рассказывает Светлана Ивановна. – Люди, которые по разным причинам появляются у нас, удивляются: «Господи, как вы тут живете? Кругом лес!..» А так и живем. Судьба, значит, наша такая.
За все время беседы в редакции она не жаловалась на трудности, не кляла власти. Все сложности жизни в Барановском тупике (так иногда называют это место) она воспринимает как неизбежную данность, которую по законам жизни также необходимо преодолевать. Для нее это не просто работа (кстати, за мизерную зарплату), а работа в радость.
— За продуктами для себя и моих подопечных ездим в Гобики или Рогнедино вместе с Сергеем, — продолжаетС.И.Гришкова. – Летом на тракторе, если только до Гобик, а если в Рогнедино, то до Чернеи.Трактор оставляем, а сами ждем рейсовый автобус. Мне по работе необходимо попасть в комплексный центр соцобслуживания, ну и выполнить заказы. К примеру, Нина Ивановна Ходыкина любит белорусские продукты: тушенку, колбасу, хлеб, который долго не черствеет. Надо уважить человека. Кроме того, запастись необходимыми лекарствами, в которых нуждаются старики. Например, у Ходыкиной астма, и без лекарств ей не обойтись. Сначала иду к врачу, чтобы выписать рецепт, а потом в аптеку.
Управившись в райцентре с делами, выполнив все заказы односельчан, Гришковы отправляются в обратный путь – домой: либо автобусом, либо автостопом. Зимой, когда единственную дорогу от Барановки до Десны заваливает снегом, пехом торят тропинку к мосту и дальше, в Чернею, чтобы уже по нормальной дороге добраться до Гобик. Десять километров в одну сторону, десять – в другую. Для Гришковых, всех жителей Барановки этот маршрут сродни дороге жизни. И в прямом, и в переносном случае. Светлана рассказала, что когда моста еще не было, через Десну переправлялись либо на лодке, либо по шатким кладкам. Настолько шатким, что иногда кто-то из Гришковых оказывался в холодных деснянских водах.
Светлана Ивановна человек универсальный. Она и соцработник, и снабженец. А еще и медработник. Умеет и давление смерить, и укол сделать. Был случай, когда бабушка-соседка получила травму головы и требовалась срочная медицинская помощь. До больницы в Рогнедино пути не было – Десна разлилась. Светлана стала ходить к больной на дом: обрабатывала больной рану, меняла перевязки. Но предварительно консультировалась по телефону с профильным врачом ЦРБ. Бабушка благополучно поправилась.
Когда Николай Ефремович Гришков жил еще в Барановке, его парализовало – инсульт. Не теряя время Светлана Ивановна и Сергей Афанасьевич довезли его на тракторе до Чернеи, затем сопровождали до Рогнединской больницы и далее в Жуковскую ЦРБ. А после Гришкова выхлопотала земляку инвалидную группу.
А еще соцработник должен обладать качествами психолога. Этой востребованной ныне специальности С.Гришкова училась на спецкурсах в Брянске. Теоретические знания, конечно, пригодились ей в повседневной работе с подопечными. Престарелые люди в силу специфики возраста больше всего нуждаются в общении, в духовной поддержке, понимании.
— Характеры у всех разные, — продолжает Светлана Ивановна. – Бывает, жалуются на жизнь. Начинаешь объяснять, что все не так уж плохо. Признаюсь, было время, когда меня захватила апатия, хотела бросить эту работу. Из-за чего? Не смогла сразу найти подход к пожилым людям. Случались скандалы… Посидела, поплакала. А на другой день пошла к подопечной, попросила прощения. Так наш конфликт и разрешился. Что самое важное — к обоюдному согласию.
Недалеко еще ушли времена, когда Барановка имела все для полноценной жизни: школу, клуб, библиотеку, магазин. Здесь и в прилегающих деревнях жило достаточно народу, чтобы трудиться на земле, рожать и учить детей, строить созидательные планы, мечтать и эти мечты претворять. Гришковы пришли в сегодняшние дни из того согревающего душу времени. Светлана работала в библиотеке. Затем, когда библиотеку закрыли, устроилась в комплексный центр соцработником. Сергей заведовал клубом и демонстрировал кинофильмы, потом встал на биржу. Сейчас, что называется, вольный человек. Помогает жене содержать скот, разводит пчел.
Светлана Ивановна много рассказывала мне о жизни в Барановке, о чудной тамошней природе, о своих подопечных – престарелых людях, о своей семье. Кстати, семья Гришковых довольно внушительная по нынешним временам: свекровь Дина Ильинична, дочь Надежда с мужем Николаем и сыночком Вовой, сын Максим, да самих двое (мать Светланы, Нина Максимовна, живет в Сельцо). Надежда работает почтальоном. Раз в неделю топает она от Барановки до Шарович и обратно – 30 километров. Через леса, по бездорожью. А когда настает пора разноски пенсий – два раза по 30.
Максим живет в Брянске. Работает в системе «Макдональдс». В школьном возрасте у парнишки развились способности к лозоплетению. В его умелых руках обычные ивовые прутья превращались в красивые и удобные корзинки. С годами Максим совершенствовал свой талант. Фантазии у парня нет предела: «выковал» (из лозы) для себя боевые доспехи: щит, кольчугу ратника. Сейчас по заказам одного из брянских театров изготавливает из бумаги маски для актеров.
Какое это счастье – иметь таких замечательных детей. Впрочем, у четы Гришковых иначе быть не могло. Послушаем Надежду: «Родители учили меня и Максима не грубить старшим, и, например, если возникает с кем-то спор, я выскажу собственную точку зрения, но не в навязчивой форме. Многому учусь у мамы и папы и сегодня. Прежде всего, их неиссякаемой молодости, энергии, нежной любви друг к другу. Исполнилось 27 лет, как они поженились. В недавнюю годовщину свадьбы семья собралась вместе за большим столом. Были поздравления, «горькие» поцелуи, воспоминания. Все, как ТОГДА».
Действительно, когда Светлана и Сергей появились в редакции, нельзя было не заметить, как он с нежностью смотрел на жену, а она так же нежно, доверительно смотрела на мужа. Улыбка у нее чудесная, в ней нет озлобленности. Нетрудно было угадать, что стрелы Амура тут поработали на славу. «Как вы познакомились?» — сам собой напрашивался вопрос.
— Сама я поначалу жила в деревне Сельцо, — ответила С.И.Гришкова. – Познакомилась с Сергеем в Гобиках, чисто случайно. А может – судьба? Мы с подругой (она жила в Барановке) шли по улице, а он как раз провожал свою сестру к автобусу. Встретились, познакомились. Было это зимой, а уже весной мы расписались. Сережа оказался добрым человеком, надежным в семейной жизни. За ним я как за каменной стеной.
— Максим и Надя говорят, что ваша с мужем молодость до сих пор бьет ключом?
— (Улыбается) Просто мы с ним как единый организм, дополняем друг друга. Сережа очень внимательный муж. Знаете, до сих пор дарит мне цветы. Пойдет в лес, нарвет букетик ландышей и подарит. Как в детстве застесняется, а мне приятно. Теперь и внук за ним – бабушке цветок несет.
Дружна семья Гришковых во всех отношениях. Посмотришь на них, познакомишься поближе, ощутишь атмосферу отношений и понимаешь: истинно богат человек чувством, душой доброй и отзывчивой, сострадающей, верной и щедрой, а не сберкнижкой, не навороченной машиной, не яхтой.
На нашей земле так много прекрасных людей. Присмотритесь, они рядом, с нами…
Виктор Игнатов
Фото автора