Как сообщает департамент культуры Брянской области Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской ...
всем мире. Маэстро – ярчайший представитель
петербургской
дирижерской
школы,
ученик
легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом
Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу
на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на
Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего
был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр
на место ассистента главного дирижера. Его
дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года
стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев
был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996 году
– его художественным руководителем-директором (приняв руководство
оркестром, оперной и балетной труппой).
С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные
тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989
году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Модеста Мусоргского, в
1990-м – 150-летию Петра Чайковского, в 1991-м – 100-летию Сергея
Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Николая Римского-Корсакова. В рамках
таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и
редко исполнявшиеся или вообще прежде не видевшие сцены сочинения.
Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием
100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Петра Чайковского в
2015-м, 125-летия Сергея Прокофьева – в 2016-м.
Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись
оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший
российской сцены более 80 лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003
целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга».
Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение
тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала.
Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а
также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и
Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и
Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).
Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением
Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные
и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все
симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева,
Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р.
Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё,
Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.
Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в
масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в
мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена
театра (Мариинский-2), а с 1 января 2016 года у Мариинского театра
появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена. Среди других
проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре –
организация медиавещания, проведение on-line трансляций концертов,
создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл
«Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30
дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и
фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера,
Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов
Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены
на DVD.
Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна
и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере
(«Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений
Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с
Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает
сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает со
Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года, после кончины
основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами
Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими
оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским
оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими
коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного
дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня он почетный
дирижер этого коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического
оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский
филармонический оркестр.
Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных
международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993),
Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в
Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он
возглавляет оргкомитет международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми
музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое
общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в
Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских
игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным
оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами
фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского
музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре
проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют
детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.
Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева
отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993,
1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и
Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими
государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов,
Польши, Франции, Японии.