75 лет подвигу. Еще о подвиге и славе

Вы не найдете на всем пространстве бывшего Советского Союза человека, не слышавшего о подвиге восемнадцати отважных воинов на Безымянной высоте, что на границе Рогнединского района Брянской и Куйбышевского района Калужской областей. Знают в основном по песне В.Баснера на стихи М.Матусовского. Правда, не все представляют, где точно она находится. И это неудивительно, так как безымянных высот в России множество. А эта высота на Калужской земле, у деревни Рубеженка, стала символом героизма русского народа в борьбе с фашизмом на всех безымянных высотах.
Их было 18 добровольцев, воинов 718 полка 139 стрелковой дивизии 10 армии Западного фронта, в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года вступивших в неравную схватку с врагом. Шестнадцать из них полегли в этом бою, сражаясь до последнего дыхания.
В итоговых донесениях 718 стрелкового полка говорится:
«Заняв высоту, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность остальным силам нанести врагу жестокий удар с флангов и отбросить его за реку Десну».
Михаил Матусовский, вспоминая о подвиге восемнадцати сибиряков, сказал, что Безымянная высота стала их Сталинградом, их битвой за нашу Победу.
Эстафета подвига продолжалась до Берлина на многих фронтах Великой Отечественной. В 1944 году в Минской области и др., был повторен такой же подвиг. Один из воинов, штурмовавших Рейхстаг, написал на нем: «Мы — порошинцы». И сказал корреспонденту газеты: «Не бывать бы нам в Берлине, если бы не было таких ребят».
Это о подвиге. А теперь о наградах. Документально известно, что вскоре после боя сибиряки, командованием 139 стрелковой дивизии, в которой они воевали, были представлены к высшему званию Героя Советского Союза. Мне удалось заполучить копии этих представлений из архива Министерства Обороны. Выписка была сделана по каждому из восемнадцати.
Тело одного из героев, Константина Власова, после боя не было найдено. Как стало известно позднее, он, раненый попал в плен.
Звание Героя никто из восемнадцати не получил. Все были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.
С просьбой восстановить справедливость ветераны, внуки героев обращались в Министерство обороны, к Президенту РФ.
Обращался в областные инстанции, чтобы подключить их к решению этого вопроса, и я. На высоте полегли трое брянцев, в том числе рогнединец Николай Галенкин. Но получил ответ: «Решить вопрос невозможно. Дело в том, что за подвиг на Безымянной высоте герои уже награждены. Не положено по Уставу».
Это положение, оказывается, соблюдалось строго не только в Советской, но и в дореволюционной российской армии. Но прецеденты все же были…
Вот вам пример неординарного подхода к награждению за один и тот же подвиг двумя наградами.
После штурма рейхстага командующему 1 Белорусским фронтом Г.К.Жукову легли на стол около 30 наградных листов, в которых утверждалось, что все герои были первыми при водружении Знамени Победы и достойны звания Героя Советского Союза. Г.К.Жуков отложил эти наградные листы до уточнения, а всех представленных к званию Героя Советского Союза, наградил Орденами Красного Знамени. (Указ ПВС СССР от 19 мая 1945 года). А затем, почти через год, 8 мая 1946 года за этот подвиг пятерым участникам штурма рейхстага было присвоено звание Герой Советского Союза! Это майор Неустроев, капитан Самсонов, старшина Сьянов, сержант Егоров и младший сержант Кантария.
Герои Безымянной высоты достойны быть отмеченными званием Герой России. Нужно, видимо, еще раз «пройти по кругу», попросить поддержки депутатов Государственной Думы, чтобы к 75-летию Великой Победы это наконец свершилось!
В.Коваленко