Брянский ТЮЗ представил свои спектакли на московском фестивале «Классика»
Постановка, созданная Анной Трояновой по одноимённой книге Элинор Портер, рассказывает о ...
Часть 7. Мы ждали Дня Победы вместе со взрослыми. Оказывается, мы повзрослели и теперь уже мечтали не только о куске хлеба, но замахнулись на летчиков, учителей, врачей, инженеров. А Женька Мамочкин даже хотел стать геологом! Откуда это у него? Шура Зеникова мечтала петь днем и ночью, хотя внутри у нее «играла гармошка», как говорил Илья. Коля Турков — директором завода, Миша Мамочкин — строить красивые дома, Ваня Тимошин — водить поезда. По сути, все уже определились, осталось дождаться Дня Победы и выучиться.
45-й год был каким-то особенным: и войны не было (это у нас в Троицком) и везде громыхало. Каждый день, вечером, жители деревни, выползая из своих землянок после тяжелого трудового дня, шли к церкви узнать о делах на фронте. О них рассказывала Александра Григорьевна Семкина — председатель Владимировского с/с, жившая в Троицком. Расходились молча, всхлипывая, все еще надеясь на возвращение близких.
9 мая, в полдень, на взмыленном коне через всю деревню промчался военный всадник, громко выкрикивая: «Победа, победа». Все ринулись к церкви. Радости не было предела: смеялись и плакали — все вместе. От кладбища, размахивая косынкой, бежала Александра Григорьевна. «Победа, Победа», — кричала она, но не добежав до часовенки, возле церкви, упала. Изо рта у нее хлынула кровь, смерть была мгновенной — разрыв сердца от радости. Все оцепенели. Не зря говорят: «Радость и смерть идут рядом». Осталась маленькая дочь, муж был на фронте.
Отпели, похоронили и разошлись без поминок совершенно подавленные.
Завтрашний день был не легче. Детям надо было идти в школу, а ее не было.
От Троицкой школы не осталось камня на камне, Студенецкая начальная без окон, дверей, парт, полов, но хоть что-то. Студенецкую школу сделали семилетней. В 5, 6, 7 классы ходили ученики из Троицкого, Воронова, Казинок, Жукова, Черного потока, Садова Поселка.
Много было учеников, все взрослые и все хотели учиться. Директором этой школы была назначена Мария Захаровна Макарова. Она и ее коллеги ходили в галошах, подвязанных веревками, к 1 сентября за хорошую работу по восстановлению школы им выдали одеяла в качестве подарков, из которых они сшили себе бурки. Моей матери Филипп Алексеевич Аксенов (колхозный конюх) сшил туфли из списанных хомутов. Так она с Троицкого до Студенца шла в галошах, а туфли одевала только в школе.
Было очень тяжело, но к 1 сентября крыша не протекала, двери, рамы были на месте, вместо парт — длинные столы с перекладинами и скамейки. В двух классах были печки, два отапливались железными, полы тоже были только в двух классах. Бедные учителя! Кем они только там не работали: плотниками, подсобными рабочими, сами делали рамы, столы, копали ямы для туалетов, делали сам туалет. Не было гвоздей. Ребята нашли проволоку в Стрелицах и Коля Мамочкин рубил гвозди. Пешком, почти каждый день, учителя ходили в Рогнедино за учебниками, наглядными пособиями и все это несли на себе.
Мать дневала и ночевала в школе, а вечером ее ждали наши, троицкие: у кого муж загулял после войны — Захарьевна, поищи; у кого сын забыл о матери — Захарьевна, напиши, но больше всех донимала Гапа (Агафья Филипповна).
Была у нас в деревне глухонемая девочка Валя Латышева. Мать у нее умерла от тифа, отец на фронте. Хотя и приютили ее родственники отца, но она почему-то потянулась к этой добрейшей женщине. У самой Гапы жизнь была не мед: муж погиб, ребенок, жила в семье сестер, но она взяла ее к себе и, по сути, заменила ей мать. Так вот, Гапа (так называли ее у нас в деревне) вечером, держа Валю за руку, строго была у нас в землянке, упрашивая Захарьевну взять Валю в первый класс. Сколько мать ей не растолковывала было бесполезно, утром следующего дня она снова с Валей у нас. Дело в том, что Валя выросла с нами и для нее было настоящей трагедией, что мы пошли в школу, а она нет. Любила Валю эта сердобольная женщина. Более подробно о ней спросите Надю Прозорову, это ее сестра.
Мы, будущие ученики, были заняты — перезаняты. Надо обсудить кто нас будет учить, проверить бочажки с рыбой возле Коммуны, в чем пойдем в школу на ногах — босыми уж очень не хотелось. Мария Захаровна, придя с Рогнедина, обрадовала нас: дадут ботинки к 1 сентября. Мы бегали в Студенец к школе каждый день и, наконец, их привезли. Ночь не спали, а утром отправились за ними. Ботинки были прекрасны: черные, с черными шнурками, рты у нас пересохли, так как слюной мы отмывали каждое пятнышко на них.
1 сентября мы явились в школу с рассветом, но там уже было очень много учеников. Нас посадили за парты — столы по 6 — 8 человек, скамейки были низкими и наши головёнки были еле видны. Дали звонок и к нам вошла наша учительница. Очень красивая: темно-русые волосы слегка вились, на щеках чуть заметные ямочки и лучезарная улыбка, в которой мы растворились. «Здравствуйте, дети. Меня зовут Евдокия Арсентьевна». С этого момента она стала нашей и мы помним ее до сих пор. Она учила нас не только читать и писать, она учила нас жить. Обласканные мечтой, мы так и пошли по жизни, спотыкаясь, но надеясь на лучшее будущее.
Евдокия Арсентьевна никогда на нас голос не повышала, с ней мы резали газеты на тетради, варили чернила из красной свеклы и сажи, нам позволялось рисовать мелом на полу. Она плакала, если у кого-то из слогов не складывались слова. Помню как она учила Валю: р-а-м-а, что выходит? “Вакно” — отвечала Валя и Евдокия Арсеньевна расплакалась. Мы доверяли ей даже свои жизни.
На Воздвижение мы решились показать ей как уползают змеи на зимовку. Сами мы раньше ходили смотреть с моей бабушкой. Тогда мы ходили с молитвой, теперь с рогатульками, которыми вооружились все. Отправились ближе к вечеру. Это зрелище не для слабонервных. Мы стояли на Меловой горке, а внизу было видно как змеи сплошным потоком ползли к крутой горке перед Владимировкой и, конечно, к пещере. Было даже слышно как шелестела сухая трава.
После этого мы были в авторитете, но Евдокия Арсентьевна сумела этим случаем подогреть наш интерес к чтению не только сказок, но и того, что посерьезней.
Евдокия Арсентьевна очень любила детей, особенно, эту послевоенную орду, которая с жадностью ринулась поглощать все, чему учили.
Сегодня я Ваша ученица и через годы я говорю Вам: «Спасибо, Евдокия Арсентьевна, за все!».
Приближался Новый год, Елка, все ждали с нетерпением. Но большой класс, где будет стоять елка, без полов? Директор металась в поисках досок, стульев, пришлось за помощью обратиться к старшеклассникам. В колхозе было всего две лошади, но председатель колхоза Иван Тихонович Федоров не пожадничал и дал лошадей.
Тимофей Иванович Яшин — учитель физики, боевой офицер, пришедший из армии, живший в Жукове, возглавил эту команду строителей из старшеклассников. Брали лес, где поближе, из Березового угла. Павел Кузнецов, Семен Кузнецов, Степан Демин, Миша Фомкин, Андрей, Коля. Вася, Коля — Мамочкины, Митя Страхов, Вася Турков — это те, кто вместе с Тимофеем Ивановичем ездили в Березовый угол за бревнами, ошкуряли, пилили, настилали полы в двух классных комнатах.
К Новому году было сделано все. Елку привезли и поставили Иван Тихонович Федоров вместе с сыном Иваном.
Игрушки делали сами. Изобретениям не было конца. Накрахмаленные тряпочки превращались в цветы. Из засохших листьев дуба и сухих цветов сделали красивые гирлянды, Андрей Мамочкин сплел миниатюрные лапоточки, из лыка вяза и туда поместили сухие цветы «божьи слезки» и они, как огоньки, светились на елке. Даже шишки на елке сделали разноцветными. Мел, сваренная кора дуба с красной свеклой давали такие оттенки радуги, что художники с трепетом в голосе шептали бы: «Это шедевр». И, вот, этот шедевр был готов.
Ученикам начальных классов велели принести кружки: «Будем пить чай», — говорили нам. 1 января со своими кружками мы были в школе с раннего утра, а во дворе в больших чугунках кипятили чай с настоящей заваркой. Кружка чая и 6 конфет — подушечек — вот весь новогодний подарок. Радости нашей не было предела. Ничего вкуснее того чая я в жизни не пила! Решили вначале первоклассников напоить чаем, а потом — концерт. Вот в нем и излили свою душу взрослые молодые люди. Представление было великолепным: ребята показали сцены из сказок Крылова, произведений Пушкина, Грибоедова, Гоголя, стихи Лермонтова. Девочки — песни, частушки.
Помнит ли Таня Калитон как пела ее мама Тоня Федорова? В школе было две певуньи: Тоня Федорова и Тоня Молчанова с Коммуны. Они пели так красиво, что все просили: «Еще, еще». А завершением праздника — была «Катюша».
На зимних каникулах опять директор школы в бегах: где найти людей, чтобы заготовить дрова, отремонтировать печки. Председатель колхоза вместе с милиционером Никитиным отремонтировали печки, а учителя и ученики старших классов пошли в Березовый угол заготавливать дрова. Заготовили, привезли, успокоились.
Основа основ работы школы — это учеба. Ученики были без ума от уроков физики Тимофея Ивановича. Он занимался с ними дополнительно, вел кружок и создал уголок краеведения. На класс было 2 учебника и поэтому слушать надо было очень внимательно и о дисциплине никогда не шла речь.
В школу несли все, что находили и что было припрятано: солдатские медальоны, которые сразу относили в военкомат, бляхи от солдатских ремней, каски всех мастей, офицерские планшеты, потом от большого усердия пошли гранаты и мины, которые сами научились разминировать. А однажды на санках привезли пулемет. Мария Захаровна испугалась и попросила милиционера Никитина покараулить ночью, а утром приехали за ним из военкомата. Очень много предметов таскали из землянок около сосонника.
Работу по краеведению временно пришлось свернуть, зато учеба стала сознательной обязанностью и творческим удовольствием. У нас дома — продолжение школы. Вот и пригодилась бумага, которую нашла овчарка. Из нее делали наглядные пособия. Вася Тимошин и Вася Турков прекрасно рисовали. Первый нарисовал самовар, второй — букет полевых цветов. Раскрасили «пальцами». Это было настолько красиво и совершенно, что долгие годы использовалось на уроках рисования как наглядное пособие. Вырезали буквы и цифры для первоклашек, Коля Васенков (Мамочкин) так талантливо рисовал карикатуры, что все падали от смеха, Коля Жучихин (Мамочкин) за вечер мог вырезать матрешку, работая только ножом, раскрашивал ее Вася Фрузин, затем смазывали ее смолой, чтобы краски не тускнели.
По поведению Тимофея Ивановича можно было судить — в учебе наметился прогресс. Вечно строгий, всегда чем-то занятый, он стал улыбаться, шутить и даже больше «ля — ля» с коллегами, стал чаще говорить ученикам «Молодцы». Мы боялись и уважали его. Он никогда не ставил двойки, но так смотрел, что легче было провалиться, а если «4», то слегка кривил губы в качестве улыбки, за хороший ответ. И на том спасибо, Тимофей Иванович.
В школе учились в две смены, старшеклассники — во вторую. Часто приходилось брать учеников домой, а потом провожать до дому. Мария Захаровна, как добрая душа, вороновских вела к себе, сначала кормила, потом делала с ними уроки, затем провожала. Больше всех мне запомнился Спартак Панов. Мария Захаровна, видимо, его очень любила, да и не любить его было невозможно. Маленький, шустрый, красивый, никогда не дул губы, делая вид, что занимается, успевал мне показывать язык, делать рожи, но я никогда на него не ябедничала и не сердилась, даже тогда, когда Мария Захаровна усиленно наливала его супом, забыв оставить мне. Спасибо, Спартак, за память, я рада за тебя.
Учителя в невозможных условиях делали все возможное, чтобы «завтра было лучше чем вчера». Школа долго ждала учителя математики и, вдруг, всезнающий наш школьный авторитет Степан Демин объявил: «Ласточка прилетела». Это Мария Федоровна стала нашей ласточкой, она не ходила, она — летала по школе, ее щедрая улыбка ободряла даже самых унылых. Ее уроки математики стали самыми любимыми, а ребята, ошалев от любви к ней, завалили школу вениками, чтобы Мария Федоровна смогла сбивать снег со своих белых валенок. Как бы она не уставала, часто после уроков уходила в Рогнединскую школу к преподавателю математики Николенко, чтобы подучиться у него, взять сборник задач и составить план работы с отстающими. Она не хотела и не могла позволить, чтобы ученики ее сельской школы были хуже рогнединских.
Действительно, ученики этой школы обладали знаниями. Однажды, тот же Николенко спросил у Марии Захаровны Макаровой: «Как Вам удалось создать в своей школе такой умный, сплоченный коллектив?» На что директор ответила, что берет в школу только людей увлеченных, любящих всех учеников — и хороших, и плохих.
Анастасия Тимофеевна, мы не забыли Вас и, как сегодня, видим как в класс входит молодая, красивая учительница, с белыми косами, уложенными красиво на голове, в темно-синем креп-жоржетовом платье. Мы, очарованные Вашей красотой, ничего не слышали о Н2О, мы любовались Вами, а у ребят сразу стали падать ручки и они полезли под парты, надеясь увидеть чудо! Однажды мы признались Марии Захаровне, что очень хотим быть похожими на Анастасию Тимофеевну, на что она заметила: «Старайтесь». Мы стараемся всю жизнь, чтобы Вам не было стыдно за нас. Хотя я точно знаю «Прошлое не воротишь и не поможет слеза», но я все равно счастлива, что Вы были в моей жизни: прекрасная учительница, хороший человек, умный наставник. Здравствуйте на долгие Лета, Анастасия Тимофеевна!
Не всем дана мудрость человеческой сути: “Чувствовать солнечный свет и слышать рост деревьев” — этим учителям она была дана!
Я благодарна судьбе, что в трудные послевоенные годы со мной рядом были Евдокия Арсентьевна, Тимофей Иванович, Мария Федоровна, Анастасия Тимофеевна, что я была ученицей Студенецкой семилетней школы, где директором была Мария Захаровна Макарова — моя мать, учитель по призванию, человек совести и долга.
Светлана Рылина


На снимках:
1948 г., выпускники и учителя Студенецкой семилетней школы (во 2-ом ряду слева-направо: Т.И.Яшин, М.З.Макарова, П.И.Клещевников);1955 г. М.З.Макарова с дочерью; 2019 год. С.В.Рылина
Постановка, созданная Анной Трояновой по одноимённой книге Элинор Портер, рассказывает о ...
Мероприятие было приурочено ко Дню памяти журналистов и собрало представителей региональной ...
17 декабря в Брянске на одной площадке соберутся более 300 предпринимателей, федеральные ...
Проект «НАШИ мальчики» посвящён героям специальной военной операции, которые ранее были ...
В мероприятии приняли участие заместитель Губернатора Брянской области Алексей Жук, ...
На эти цели было выделено более 331 миллиона рублей. В своем телеграм-канале губернатор ...