Рогнединский редактор признана «Лучшим журналистом февраля»
Департаментом внутренней политики Брянской области подведены итоги регионального конкурса «Лучший журналист месяца» по итогам работы за февраль текущего года. Победителем стала главный редактор ГБУ «Редакция газеты «Новый путь» Лидия Александровна Мартынова с материалом «Ее величество Память».
От всей души поздравляем Лидию Александровну с победой и желаем крепкого здоровья и дальнейших успехов в творчестве!
Представляем вниманию материал победителя.
Ее величество Память
Я категорически не согласна с тем, что фотографии на стене современного жилища, как утверждают некоторые дизайнеры интерьера и даже сами устроители своего домашнего очага, это старомодно и даже вредно. А вредно почему? Потому что, якобы, образы ушедших родных навевают нам печаль, напоминая о том, что жизнь коротка, и мы тоже уйдем…
А я до сих пор помню, хотя прошло уже очень много лет, как любила заходить к своей старенькой, худенькой как тростиночка соседке. Настоящего ее имени в деревне никто и не знал. Звали ее просто – Хохлиха. Хотя она однажды сказала мне: «Мама Дарьей меня кликала». А Хохлиха я потому, что муж мой, Митька, с Западной Украины был. Да не пришлось мне с ним пожить. Мужиков мало с войны в деревню вернулось. А мой-то красавец был. Вот и отбила его у меня краснощекая, озорная бабенка. Домной ее звали. Сына только с ним успели родить. Сбежал потом, в тягость ему все стало.
Андрея одна растила. Семнадцать ему было, когда война началась. Совсем необученных, только жить начавших, бросили в самое пекло. А через месяц похоронка пришла на него.
Каждый раз, когда я заходила в ее маленькую хатенку, видела стоящую на коленях Дарью. Она молилась перед единственной фотографией сына, которая висела у нее на стене. А порой, разговаривала с ним, как с живым.
Я слышала, как она, уединившись на молитву, вдруг прерывала ее и беседовала с ним: «Ой, Андрей, худо мне без тебя, горюю по тебе, уж скорее бы к тебе-то…».
Дарья рассказывала ему, какой урожай яблок уродился в саду. Каждое утро в ведрах на коромысле она несла их за три километра в поселок, чтобы продать, а на вырученные деньги купить буханку хлеба или кусок хозяйственного мыла…
Давно ушла в мир иной Хохлиха Дарья. Но фотография на стене в его старенькой хатенке и сегодня в моей памяти. Помню улыбку, мимику безусого юнца, шагнувшего в Бессмертие.
Может по этой причине, бывая в рабочих командировках на селе, безумно люблю всматриваться в пожелтевшие от времени фотографии. Многие семьи хранят их в застекленных рамках.
— Вот смотрят на меня мои любимые бабушка, дедушка, мама, папа, — говорит одна пожилая женщина из Шарович, — и лучики света, тепла, любви душу греют, наполняя ее теплыми воспоминаниями, чувством неизъяснимой благодарности им за то, что они были… Печаль моя о них светла. Молюсь я о своих родных и знаю, что они обо мне тоже молятся там, в Божиих обителях, посылая дому моему только позитивную энергию. Родовая сознательная память каким-то чудесным образом непредсказуемом мире и ощущать себя собой.
— У Бога все живы, — говорит моя собеседница, — и ушедшие и живущие сегодня. И потому в нашей гостиной рядом с любимыми ушедшими фотографиями совсем новые, современные. Представители и продолжатели рода нашего.
Конечно же, есть у нас и несколько фотоальбомов, хранящих семейную историю, не говоря уже об электронных компьютерных папках, дисках, флеш-картах. Но фотографии на стене – совсем другое. Это та часть домашнего интерьера, где сосредоточена ее величество Память. Добрая и светлая память.
Очень боюсь, чтобы в пустых осиротевших домах не оставались наедине с памятью о прошлом одинокие фотографии. Пусть в городских квартирах наших детей найдется для них место.
Лидия Мартынова