Рогнединский район. И смотрю я с любовью на родные черты
Мама, мамочка, мамуля… Удивительно простые и знакомые с детства слова, а сколько в них тепла, нежности, ласки и любви! Каждый из нас несет в душе неповторимый, родной образ своей мамы, которая всегда пожалеет, приласкает, обнимет, поцелует, скажет самые теплые и ласковые слова и будет любить просто за то, что ты есть…
— С рождением первенца, мне казалось, что просто не может быть сильней чувства, чем моя любовь к Алеше, — рассказывает Елена Александровна Клевцова. — Но с появлением через восемь с половиной лет долгожданной дочери Ксении я уже точно знала, что моей любви и заботы хватит на двоих!
Елена родилась в деревне Пакиничская Слобода, что в четырех километрах от Сельцо. Сегодня в ней осталось только три дома. А несколько десятков лет тому назад проживало 230 человек. Долгое время существовала начальная школа, два класса которой еще успела закончить Елена Александровна. С особым чувством благодарности она вспоминает свою первую учительницу Домну Демьяновну Черкасову.
Отец Елены долгое время работал на железной дороге, мама в колхоз по наряду ходила.
— Хозяйство у нас было большое, огород — везде помощь нужна. С детских лет нас приучали к труду, за что я очень благодарна своим родителям, а потом и в своей семье старались с мужем прививать детям трудолюбие, уважение к старшим.
С будущим мужем Сергеем познакомилась в Рогнедино. После окончания Брянского педагогического института приехала устраиваться на работу. Думала не надолго, а оказалось, что уже навсегда. Более тридцати лет отдано дорогим ее сердцу малышам начальных классов.
И сама не зная почему, но беседуя с Еленой Александровной, я вспомнила напутственные слова моей любимой учительницы Антонины Александровны Тимохиной. Мы прощались с нашим выпускным классом на пороге новой, только что отстроенной школы. За полную точность, конечно, не ручаюсь. Но говорила она примерно так: «Идите, родные мои, по жизни только честно и прямо. Мы передали вам все лучшее, что сами получили от наших учителей. Не приспосабливайтесь, не лгите, не унижайтесь и не предавайте. Ошибку простить можно. Но знайте: если кто-то из вас совершит в жизни подлость — нам, учителям, будет больно, особенно мне — вашему классному руководителю. Не забывайте об этом, очень прошу вас…»
Глядя на сидящую передо мной Елену Александровну, я представила ее такой же мудрой, спокойной, любимой учительницей для многих, многих ее выпускников.
О радости материнства Елена Александровна говорит с большой теплотой и нежностью в голосе:
— Каждый ребенок в семье — благодать, дети всегда в радость! Это наши первые помощники, это наша благополучная старость.
Моя собеседница откровенно сказала, что детей никогда не баловали. Переехав в свой дом семья Клевцовых обзавелась большим хозяйством. Бывало, что и по две коровы держали. Сена никогда не покупали. Заготавливали своими силами. Помогали друзья, соседи, но и дети не отставали от взрослых.
За Ксюшей было закреплено все мелкое хозяйство: кролики, цыплята. Алеша выполнял мужскую работу.
Корову и сегодня супруги Клевцовы держат на своем дворе. Посадили сад, обрабатывают большой огород.
Взрослыми стали дети. Ксения — студентка Смоленской медицинской академии, Алексей закончил БГИТа, работает в Брянске. Совсем недавно обзавелся своей семьей.
Елена Александровна находит время на всех домочадцев: в Смоленск надо съездить, студентку проведать, ремонтом в доме заняться.
“Сколько же рук у матери, — спросил мудрец у женщины. — А столько, сколько у меня детей, — ответила она”.
Лидия Мартынова