Рогнединский район. «Золотой» юбилей семьи Царьковых

30 октября 2021, 14:33 | Общество 4

Сегодня в рубрике «семейные ценности» расскажу о «золотом юбилее» семьи Царьковых из деревни Малая Лутна Шаровичского сельского поселения. 30 октября Людмила Викторовна и Анатолий Павлович перешагнут полувековой  рубеж совместной ...

Сегодня в рубрике «семейные ценности» расскажу о «золотом юбилее» семьи Царьковых из деревни Малая Лутна Шаровичского сельского поселения. 30 октября Людмила Викторовна и Анатолий Павлович перешагнут полувековой  рубеж совместной жизни.

Как пришли к созданию семьи, чем были наполнены эти годы, с каким «багажом» подошли к знаковому юбилею — об этом и не только в сегодняшнем очерке.

Росли рядом, знали друг друга с самого раннего детства, однако, до создания семьи у каждого была своя жизнь, свое детство, отрочество, юность, первые шаги на трудовом пути. Начнем с главы семейства — Анатолия Павловича.

Родился во второй год после войны. Земля родной деревни Барсуки еще остывала от огненного шторма. Вместе со сказками в раннем детстве слушал фронтовые рассказы отца. Царьков Павел Александрович воевал в составе Второго Белорусского фронта, прошел всю войну, награжден двумя Орденами Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За боевые заслуги”. Семьдесят лет спустя его правнук Денис будет с гордостью писать в школьных сочинениях о подвигах своих прадедов.

У мамы тоже была медаль, не менее заслуженная, — «Мать героиня», ведь она родила пятерых детей, Анатолий старший.

Детство  пришлось на время, когда война, хотя и была рядом, но закончилась. Страну поднимали из руин. Отец фронтовик трудился бригадиром животноводства, мама — дояркой, телятницей.

Окончил наш герой Шаровичскую школу. С ностальгией вспоминает, как на выпускном в 1966 году играл духовой оркестр для 84 выпускников (!!!) сельской, между прочим, школы. Кстати, тогда учились 11 лет, был такой период в 60-ые годы.

Затем армия. Служил в Польше, в 1968 году принимал участие в операции «Дунай», когда страны Варшавского договора ввели войска в Чехословакию.

В 1969 году Анатолий Царьков демобилизовался и устроился работать инструктором по спорту в совхоз «Заречный», благо, с детства увлекался спортом, а теперь готовил совхозную молодежь, которая достойно принимала участие в районных соревнованиях по футболу, легкой атлетике, лыжам. И так до 1973 года. Именно, в этот период в жизни молодого человека появилась, уверенно заняв место в сердце, маленькая синеглазая брюнетка — Люда Нестерова. Расскажем о ней.

Родилась в 1949 году, в Малой Лутне. Здесь в деревеньке, которая раскинулась на берегу речушки Лутенки, росла, взрослела, здесь дети родились, здесь встречает с мужем старость. Родители были людьми простыми, за плечами у них своя жизнь, опаленная войной. Мама, Вера Макаровна, родом из Ленинградской области, молоденькой девчонкой прошла через ужас германских концлагерей. На чужбине встретила свою судьбу. Виктор Нестеров был в числе тех, кто освобождал заключенных. Вернулся солдат домой, в Малую Лутну, с молодой женой и контузией, которая сделала его инвалидом на всю жизнь… Получал пенсию. А мама трудилась в сельсовете.

Людмила Викторовна училась в той же школе, что и будущий муж, и воспоминания похожие: яркая, наполненная событиями школьная жизнь, также гремел духовой оркестр и выпускников больше 80…

— Да и вообще, Шаровичи тогда “гремели”, жизнь кипела, — вспоминает Людмила Викторовна.

Устроилась работать в совхоз, по направлению хозяйства поступила в Костромской сельскохозяйственный институт на экономический факультет. Заканчивала его уже заочно, потому что появился молодой человек, семья, дети…

О первой встрече написать не получится, ведь сколько себя помнят, столько и знакомы. Но наступил момент и что-то в молодых душах щелкнуло и переключилось на одну волну, а дальше как у Высоцкого: “И думая, что дышат просто так, они невольно попадают в такт такого же неровного дыханья”. Может быть это случилось, когда вместе работали на субботниках, или  играли в волейбол (хотя какой из меня игрок, — я больше на скамейке запасных сидела, — смеется Людмила Викторовна), или пели в хоре. Таких «или» много… Ведь шаровичская молодежь и работать, и отдыхать умела.

Потом были букеты полевых цветов, яблоки из своего сада, которые приносил на свидания. Логическим продолжением стала свадьба. 29 октября отметили День рождения комсомола, а 30-го практически тем же составом сыграли свадьбу. Людмила Викторовна, как и каждая женщина, до мельчайших подробностей помнит свое свадебное платье: белое, чуть ниже колен, по последней моде. Очень элегантное — мамина работа, она замечательно шить умела. Два дня молодежная свадьба «пела и плясала», сначала в Барсуках, потом в Малой Лутне. Жаль, что фотки все засвечены, но то, что в памяти осталось — ярче любых снимков.

От профкома хозяйства молодым дали сначала крохотную квартиру, а в 1984 году заселились в квартиру побольше в двухквартирном доме, где и живут по сей день.

У общего очага появились дочери Елена и Ира. Отсюда ходили на работу, сюда возвращались после трудового дня. Семейная жизнь была неразрывно связана с жизнью другой, огромной, семьи — совхоза “Заречный”. Людмила Викторовна вспоминает, как маленькие дочки порой засыпали на току, где в период уборочной трудились всем совхозом.

Людмила Викторовна работала экономистом, и до банкротства хозяйства главным бухгалтером. В ее трудовой биографии участие в переписях населения, она много лет возглавляла участковую избирательную комиссию, до сих пор трудится в ее составе. Справлялась Людмила Викторовна на всех участках на отлично. За время моей работы в отделе статистики, узнала это не понаслышке.

Трудовой путь Анатолия Павловича более разнообразный. После окончания партийной школы направили в колхоз имени Ленина парторгом. Жена ехать за ним отказалась. Категорично заявила: “Родителей не брошу!” Вызывали в райком партии и пытались надавить, но оставить больного отца без присмотра Людмила Викторовна не согласилась. После его смерти Вера Макаровна  прожила двадцать лет, одиннадцать — в семье дочери, шесть из них уже не вставала.

Два года Анатолий Павлович добирался из Шарович в Гобики то на мотоцикле, то калужским поездом. Что поделать, раз партия сказала — надо! Затем вернулся в родной совхоз и взвалил на плечи ответственный и трудоемкий участок. Тринадцать лет был управляющим будянским отделением, где два дойных стада, тракторная бригада, свинарник, который построили, 1000 голов свиней принимал при открытии. Всего в совхозе «Заречный» было три отделения, 750 работающих. «Все было, да быльем поросло!», — сокрушается в который раз Людмила Викторовна.

Затем в трудовом стаже снова значится должность парторга, а когда хозяйство развалилось, работал председателем Шаровичского сельского Совета. В 57 лет Анатолий Павлович Царьков ушел на пенсию.

В жизни супругов была не только семья и работа, домашнее хозяйство со скотиной и огородом. Огромное место  занимали  увлечения. Старались жить интересно и радостно. Людмила Викторовна, например, всегда пела в сельском хоре. Уже 16 лет в составе ансамбля «Сударушка» поднимается на сцену, чтобы вместе с другими членами песенного коллектива приносить радость людям и радоваться самой.

Когда заходишь в гостеприимный дом этой семьи, на минутку замираешь, потому что на глаза попадаются картины на стенах. Это работы Анатолия Павловича. Он вполне мог стать профессиональным художником, но, даже нигде не учась, сумел остановить прекрасные мгновенья. Красота любимого края живет в его картинах. Вот в тихой заводи качается лодка под сенью деревьев. А здесь заходятся в своей любовной песне глухари… На другой картине — холодная сказка зимы. А сколько картин подарено родственникам, друзьям, знакомым! У нас в редакции тоже есть работа Анатолия Павловича. Здесь речка пробуждается от зимнего сна, сбросив лед, бежит навстречу весне. Не устаем любоваться. Так может рисовать только человек всем сердцем любящий природу, край, где родился.

… В октябре 2020 года случился инсульт, подорвав здоровье Анатолия Павловича. Он, в прошлом заядлый грибник, охотник, рыболов, теперь ходит по дому с палочкой. Рассказывает мне, что ему до боли в сердце не хватает тишины леса, не хватает рыбалки на рассвете, очень хочется взять в руки кисть и оставить на холсте маленькую частичку души. Но здоровье не позволяет… Родные же не позволяют ему унывать. Рядом всегда любимая жена. Очень трогательно видеть, как она хлопочет возле него, как шутит, стараясь мужа подбодрить, отвлечь от печальных мыслей. Дочери и внуки тоже рядом. Самое время написать о них — это главный «багаж», с которым Царьковы подошли к золотому своему юбилею.

Елена и Ира росли активными, любознательными, такими и остались, следуя примеру родителей.

Дочери получили высшее образование. Младшая Ирина выпорхнула из родительского гнезда, но живет недалеко, в соседней Калужской области, работает в магазине. Лена трудится заведующей сельским Домом культуры и, несмотря на то, что жителей осталось совсем мало, и молодежи нет, трудится с полной отдачей. В результате, с культурной жизнью в Шаровичском сельском поселении все в порядке! Елена Анатольевна осталась в деревне, повторив мамину судьбу, которая не бросила родителей, ухаживала за ними. Теперь и Елена для своих — надежда и опора. — Благодарю Бога, что дочка живет рядом с нами! — не устает повторять Людмила Викторовна. — Ира тоже приезжает часто, звонит каждый день.

Третье поколение подросло. У Лены — дочь Юля, взрослая и самостоятельная,  сын Денис — одиннадцатиклассник. Ирина воспитывает шестиклассника Илью и Аню, которая в третьем классе. Старшая внучка уже правнуков подарила: Никита и Тимофей — самые замечательные и любимые мальчишки!

— Время бежит и ничего не проходит бесследно, — говорит моя собеседница, — мы продолжаемся в наших детях и внуках.

Она рассказывает, что Лена такая же плясунья и рукодельница, как бабушка Вера. Внук Денис унаследовал дедушкину любовь к природе. А Анютка ходит в художественный кружок, в конкурсах участвует, смотрит на мир глазами деда, также умеет передать красоту окружающего мира в рисунках и акварелях.

— Всякое было. Все пережили. Все как у людей. Но жизнь-то  неплохая получилась, — подводит итог нашей беседе Людмила Викторовна.

Да я и сама вижу, что супруги Царьковы, прожив полвека, сохранили главное — любовь. И картину жизни “нарисовали” красивую. Внешне постарели, конечно, но в душе остались прежними: она —  та же синеглазая девчушка, он — комсомолец — спортсмен, несущий на свидание букет полевых цветов и яблоки из своего сада…

Надежда Соловьева

Фото автора


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить