Жизнь распорядилась правильно. Рогнедино.
Виктория Ветрова мечтала быть учителем. Преподавать в начальных классах. C указкой у доски стоять. Прописи — тетрадки проверять. Учить ребятишек письму и счёту, добру и свету. Жизнь распорядилась иначе. Распорядилась так, как полагается — правильно и мудро. Она ведь никогда не ошибается — жизнь. Не может ошибаться, ибо всё в ней — свыше. Жизнь лучше знает, что нам нужно. Как повернёт судьба, так тому и быть. Смирись, благодари, и радуйся. Главное — радуйся. Остальное — приложится. Не сомневайся.
Виктории Ветровой повезло. Учителем она не стала. Стала воспитателем. Бытие, обстоятельства, провидение, промысел сложились благосклонным орнаментом, благородным жестом указав единственно верный путь — это ли не драгоценное приобретение, ставшее для Виктории счастливым? Без малого сорок лет работает она в сфере дошкольного воспитания — это ли не первейшее свидетельство призвания в избранной специальности? В нынешнем активе Виктории Викторовны — профессиональный стаж и профессиональные достижения; любимая работа, безоглядно принятая душой и сердцем; признание и признательность; почётные грамоты, высшая квалификационная категория… А главное — искренняя увлечённость и благодарность профессии, которая помогла взрасти в ней личности, индивидуальности, творческому видению, таланту.
Недолгое время Виктория работала в Рогнедино, в детском саду «Солнышко». С осени восемьдесят седьмого живёт в Гобиках; воспитатель в детском саду «Колокольчик», ставшим для неё вторым домом, а она — для многих и многих малышей — второй мамой. В настоящее время исполняет обязанности заведующей детсадом. За простотой слов — десятилетия труда, наполненных радостным ощущением полноты жизни, смысла и своеобразия каждого дня, чувства сопричастности родному краю, родной семье, односельчанам, доброму и нужному делу.
… «Колокольчик» очень хорош: ухожен, красив, аккуратен. Внутренний и внешний интерьер, ведомственная территория, игровые площадки, песочницы, оградки — всё красочно, заботливо оформлено, украшено, во всём заметен добросовестный, со вкусом организованный дизайн, выполненный с любовью и старанием. Толику усердия вносит каждый сотрудник детсада, поэтому здесь по — домашнему уютно, гостеприимно, комфортно. Ребятишек — единая семейка. Им здесь хорошо. Им здесь всегда рады.
… У самой Виктории Викторовны двое детей: дочь Ксения и сын Пётр. Тоже когда — то в «Колокольчик» ходили. Ксения — учитель биологии, живёт в Сеще, преподаёт в Дубровской школе. Виктория, если что, может утешиться: самой не довелось учителем быть — дочка учительствует. Всё расставила жизнь. Сейчас Ксения в декретном отпуске. У неё двое сыновей: Ярослав, 5 лет; и Лёва, 2 годика. Любимые внуки Виктории.
Сын Пётр — ученик восьмого класса Гобикской СОШ. Парень способный, правильный. Любит книги, поэзию, красоту стихосложения, стихотворных метафор. Занимается спортом. Всегда рад помочь матери: по дому, по двору, по огороду. Из увлечений — хватит и тех, что уже есть. Спорт, книги — предостаточно. Остальное время — на учёбу. Программа сложная. Сил и времени много уходит. Надо сосредоточиться, держать себя в тонусе. Заниматься. Уроки учить. Контрольные писать. На четыре и пять. Такие дела.
… Виктория Викторовна — рукодельница. Или — умелица. Как там по Далю правильно? По — старославянски если, то — мастерица. Со школьных лет Виктория шьёт и вяжет — бабушка научила. И очень это к рукам пришлось, приглянулось, пригодилось, прозвучало. Загляденье. Благодарение мудрой бабушке. Костюмированные праздники в детском саду — несомненная заслуга Виктории. Её вклад, её творчество, её умение и трудолюбие. В одной из комнат детсада — своя костюмерная, как в театре: на все сезоны платья пошиты. В долгий ряд висят. Для всех торжеств и времён года — яркие, красивые, с выдумкой; и позатейливей, и попроще. Виктория постаралась. В каждый орнамент — себя частицу вложила. Поэтому — удивительная выразительность, ёмкость в деталях, линиях, атрибутике. Оригинальность, особенность, индивидуальность, а ещё лучше — единственность фасона. Настоящего мастера личный и личностный почерк.
А ещё она игрушки вяжет. По мотивам русских народных сказок. Замечательные сюжеты и персонажи. Неповторимый колорит, фактура, настроение. Исключительность. У каждой куклы — свой мирок, своё бытие, свой характер. Своя природа и сущность. Загадочность. И крохотная, как алмазное зёрнышко, частица мистики — как у всех рукодельных фигурок, кукол, существ, будь то насекомое или человек; без этого они не бывают, не существуют. Без этого им нельзя.
Другое увлечение — своеобразное, эффектное, ни на что не похожее — алмазная вышивка. Пейзажи, птицы, городские ландшафты и сценки, цветы, натюрморты… Куклы — обереги, и, конечно, православные иконы. Тут уж — с иконами — не ремесло, не увлеченье. Молитва. Аккуратность, тщательность, неспешность; тишь, гладь и благодать в движениях и мыслях.
— Кроме тех образцов, что идут в фабричных наборах, можно дополнять картину собственными композициями, штрихами, деталями, которые превращают полотно в несравненный, исполненный нездешним очарованьем пейзаж, вид, видение, озаренье, впечатленье, радость, светлое настроение, — улыбается Виктория Викторовна. — А есть ещё акварельно — алмазная живопись, где сочетание красок и сверкающих, гранёных алмазиков даёт волшебную гамму оттенков и переливов. Если постараться, удачно подобрать тему, картинку, композицию, и работать не торопясь, вдумчиво, с любовью, можно создать маленький шедевр. Это невероятно увлекательно — не выразишь словами. Будто завораживает. Весь, с головой, уходишь в работу. И будто свет в душе. И отдыхаешь ото всего.
… В Гобиках у Виктории свой дом, огород, повседневность. Она хорошая хозяйка, всё у неё есть, всего наготовлено. Соленья, варенья, маринады. Соки, компоты, салаты. Ассорти. … В налаженном быту дни идут своим чередом. «Осень с нив и пажитей щедрые плоды в берестовый короб уложила», гласит стихотворная строка старинной державинской оды. Державинский стих может показаться витиеватым, но на самом деле он искренен, правдив, чуть наивен, прост и понятен. Как и вся, по сути, жизнь человеческая.
В деревнях размеренность определяет всё. Тем и замечательна сельская осень — неспешным отдохновеньем,тишиной, в садах и рощах — золотым, багряным листопадом. Сентябрь, начало октября — благодатная пора той лёгкой задумчивой грусти, отрешённости, смиренно увядающей природы … Будто завершился, замкнулся некий жизненный цикл, круг, спираль — и тотчас всё начинается снова. У древних славян новый год праздновался в сентябре. Быть может, с неоглядной насыпи веков откликается то заповедное, к нам обращённое эхо, тот незапамятно древний, исконный, скрытый в тайнописях наших душ загадочный, и вечный, как сама Вселенная, славянский код …
… Каждое утро неспешно собираться, идти на любимую работу — это ли не подарок жизни? Для Виктории радость — в непохожести, своеобразии каждого дня и часа, в улыбках ребят, в теплоте общения и общности с самобытном мирком детского сада, в маленьких праздниках и звонкой разноголосице малышей, в прогулках, конфетных именинах, в спектаклях и песенках — во всём, что дорого и мило простому человеческому сердцу.
Николай Логвинов
На снимках: В.В.Ветрова ; дочь Ксения с мужем и детьми; В.Ветрова с сыном Петром; алмазного шитья икона.
Фото автора и из семейного архива В.Ветровой.