Когда рождается картина. Рогнедино
Русский художник Константин Коровин, кроме бессмертных полотен, подарил России и миру чеканный, позолотой мудрости сияющий афоризм: «Живопись — это музыка для глаз». Пабло Пикассо вторил ему не менее блистательно: «Живопись — это способ передать свою душу на холст».
Кто хотя бы однажды был в музее изобразительных искусств, тот знает, что перед картиной, тронувшей сердце незримой и лёгкой, как дыхание, нитью очарования, можно стоять часами. И благодарить Бога, что он сподобил тебя увидеть шедевр. Так бывает, и в этом — истинная радость, которая помнится всю жизнь. Чем заворожила картина — сразу не скажешь. Не выразишь словами. И слава Богу. Это особое чувство, откровение, которому не нужны объяснения…
Юлия Шкарина, ученица одиннадцатого класса Гобикской СОШ, заканчивает курс обучения в Рогнединской детской школе искусств по классу живописи. Девушка талантлива. Одна из лучших на курсе. Преподаватель, народный мастер Николай Яшутин, говорит о её большом будущем в творчестве, в тех предстоящих пейзажных полотнах, где молодой талант выразит себя с наибольшей силой индивидуальности, особом видении, особой искренности и вдохновении. Как это пришло к ней? Свыше, по другому не скажешь. Родилась Юлия с той редкостной, Богом дарованной крупицей, зёрнышком, искрой оригинальной способности, ярко расцветшей с годами и явившейся загадкой в её распахнутых глазах — навстречу красоте и каждодневному чуду жизни. Эта красота всегда и неизбывно с ней, и поистине достойно восхищения, как удивительно крепнет и множится мастерство девушки, сколь основательна в ней уверенность и вера в правильности избранной стези, в единственности своего предназначения.
Рисовать Юля начала с детсадовских лет: карандаш и кисточка «приросли» к её руке. А в школе, с седьмого класса, она уже твёрдо знала, для чего родилась на свет. Белой завистью всегда таким людям завидовал. Будто голос им был, видение, сон или шёпот — и они уже знают, знают всё, и нет у них сомнений, потому что вспыхнул перед их взором заветный маяк судьбы, и они идут к нему, к его далёким огням, со спокойной уверенностью собственной правоты и избранности.
Пройден курс обучения в Школе искусств. Юлия Шкарина — победитель, лауреат, дипломант многих и многих масштабных творческих проектов. В частности, лауреат 13 — го Брянского областного конкурса детского изобразительного творчества «Мир глазами детей» в номинации «Станковая композиция»; победитель областного конкурса — выставки «О, этот мир, так молодо — прекрасный…», посвящённый 220-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева; дипломант областного конкурса «Памятные места родного края»; победитель в межрегиональном конкурсе Брянской, Смоленской областей, г.Москвы и г.Санкт-Петербурга по изготовлению предметов в стиле русских народных промыслов — в рамках проекта «Наследие Тенишевых: сохранение и возрождение». Отметим, что, кроме рисования, Юлия занимается лепкой из пластилина. Лепит скульптурки, что позволяет тонко и точно чувствовать и соизмерять объём и форму предметов. Такие навыки исключительно помогают, когда работаешь на полотне. Картины получаются более рельефными, выразительными, зрелищными.
…Талантливость всегда многогранна, и одна из блистательных граней её — особый дар иного видения: иного неба, иных звёзд, цветов, лугов, полей, деревьев. Иного солнца. Вольный воздух деревни, её ландшафты, пейзажи, река, тишина, несуетливый лад, покой и терпение взрастили душу, характер, вдумчивость. Сейчас самое важное для Юлии — выпускной класс. Итоговые экзамены. Путёвка в жизнь. В планах девушки — продолжить образование в Брянском государственном педагогическом университете; факультет — «Изобразительное искусство». Юля знает: нельзя отступать, отрекаться от своей мечты, предавать её. Всё наперекосяк пойдёт. Где-то читала об этом, или чутьём угадала, и все размышленья сошлись в одном — быть художником, быть учителем: сама природа о том позаботилась. Одно другому не мешает. Надо просто оставаться собой — это уже немалое достижение.
В больших галереях Юлии не доводилось бывать, но однажды с подругой посетила в Брянске выставку братьев Ткачёвых — известных художников, мастеров портретной и жанровой композиции, и нашла удивительное подтверждение своим давним, заветным мыслям. Теплота, умиротворение сельского быта и будничности, её люди, её лики, её речные берега, ни с чем несравнимые вечерние зори — вот что влечёт и греет воображение. То, на чём выросла девочка, девушка, чем вскормлена была от младенчества; здесь её место силы, кладезь сюжетов, источник вдохновения; здесь всё звучит и дышит трепетному сердцу в лад.
… Папа с мамой поддерживают Юлю, очень рады за неё. Гордятся. Юле это сил придаёт. Брат Миша учёбой занят, а сестрёнка Нина, семи лет, глядя на старшую сестру, тоже старательно порисовывает. Самозабвенно. Хочет заниматься в Школе искусств, и быть художником, как Юля. Такие дела. Не иначе, у Нины тоже талантик. Будет красиво. Самородки. Повесть, панорама, повествование, быль…
… Есть у Юлии несколько живописных мотивов, навеянных Тютчевым. Много у поэта строк о русских селеньях, где лира его откликается настроеньем простоты и мудрости. А ещё — Куприн и Блок. Их творения проникнуты любовью к старинной, избяной Руси, к её древним храмам, рощам, полянам, проталинам, к её оврагам и пустошам. Ко всему, что до века будет самым родным и родимым для нас.
.
Николай Логвинов
Фото автора
На снимках: Юлия Шкарина; пейзажы юной художницы