Твои люди, Рогнединский район. Профессия — доярка
Светлана Анатольевна Шарабурина не такая уж редкая гостья на страницах нашей газеты: мы видим ее на фотографиях с другими доярками района, а имя — в числе передовиков животноводства. Но сегодня попытаюсь отвлечься от привычного формата, и рассказать не только о трудовых достижениях, но и о нелегкой жизни этой простой, сельской женщины с милой улыбкой и добрыми глазами.
Родилась Светлана в Рогнедино, в 1964 году, как раз на ноябрьские праздники. Она — старшая из шестерых сестер Ильюшиных, которые появились в семье за десять лет… Мама дояркой всю жизнь трудилась в совхозе «Рогнединский», отец там же скотником. Жили бедно, трудно было и в детстве, и потом жизнь мою героиню не баловала. Однако, всем известно, человек, приученный с детства к тяжелой физической работе, и дальше никаких трудностей не испугается. Светлана к труду была приучена, корову научилась доить так рано, что уже и не вспомнить, совсем маленькой на ферму бегала маме помогала. Утро начиналось так: сначала корову подоить, а уже потом в школу.
Училась и никаких особых планов на жизнь не строила, об институтах не мечтала и после восьми классов пошла в Рогнединское ПУ, но не доучилась… На льнозаводе какое-то время трудилась — топтала в контейнерах тресту перед отправкой в мочку. Совсем молоденькой, 18 едва исполнилось, вступила на семейную тропу и продолжила династию — пришла на ферму совхоза «Рогнединский», где доили коров мама и сестры. И стала профессия доярки главным делом ее жизни. Делом, которое освоила в совершенстве, и полюбила, несмотря на тяжелый физический труд. Ну а совхоз, как и для многих, стал и семьей, и школой жизни.
Татьяна Александровна Файкова, в то время бригадир животноводства, так отзывается о своей подопечной: «Трудились мы с ней вместе на «Гатьковском дворе» совхоза «Рогнединский», Света — трудяга, отдавала себя полностью. И работала без подменных, и первотелок раздаивала, слова «нет» не знала, не было такого, чтобы сказала — делать не буду! Помню, нагрузит огромную корзину с силосом, и тащит, а сама, маленькая, ее и не видно совсем. На каждую доярку приходилось порой по 45 коров, в сезон надаивали за месяц по 16 тонн молока на группу. Всех моих девочек-доярок помню. Благодаря их стараниям отстающая ферма вышла в передовую, ну, а Светлана была примером для других, в районных соревнованиях побеждала. Трудное время вместе переживали, когда в 90-ые зарплату не платили, но дело свое не бросали до последнего».
Роман Михайлович Грибачев, начинавший свой путь в сельском хозяйстве с работы в совхозе «Рогнединский», возглавив районное управление сельского хозяйства, неоднократно привлекал Светлану Шарабурину для участия в областных конкурсах операторов машинного доения. Знал, она профессионал, выступит достойно, не подведет.
Было обидно, когда совхозная семья, которой Светлана отдала два десятка лет, распалась… Жизнь распорядилась по-своему, пришлось и уборщицей в райпо работать, и на льнозаводе. А потом все вернулось на круги своя, и Светлана снова — оператор машинного доения, сначала в “Рогнединской ниве”, позже в ООО «Дубровское», где трудилась до выхода на пенсию в прошлом году. Трудится здесь и сегодня. Не нужно даже и писать, что, посвятив этому тяжелому труду жизнь, она по-прежнему отдает ему все силы и вкладывает душу… Изо дня в день, из года в год без выходных, без праздничных дней подоить, накормить, напоить коров, вычистить под ними, а потом отел и телятки, требующие внимания — это процесс бесконечный, вот такой круговорот сельского труда в природе…. Конечно, используется современная техника, новые технологии, и на смену ручной дойке давно пришел доильный аппарат, а профессия доярки переименована в оператора машинного доения. Но, как бы далеко ни шагнул прогресс, по-прежнему труд в сельском хозяйстве держится на людях. Они — главное звено, и самое безотказное. За долгие годы организм привык и работает, как часы. С криками первых петухов, в четыре утра приходится вставать, управляться с домашним хозяйством, а в 4.30 машина увозит доярок на утреннюю дойку. На ферме своя жизнь, подчиненная привычному распорядку, по которому живут 200 голов «пестрого» коровьего стада, где и швицы, и сычевки и черно-пестрые породы.
Очень животных люблю, говорит Светлана Анатольевна, и рассказывает, что у каждой коровы свое имя, свой характер, все они, совсем как люди, требуют не только ухода, но душевного тепла.
Когда спрашиваю Светлану Анатольевну о домашнем хозяйстве, она смеется в ответ: — Страшно даже говорить! И перечисляет все свое поголовье: корова, телятки, две козы, поросята, куры. И так было всегда, и время, и силы находились, раньше даже лошадь была и по две коровы держала. Ночка, Рябая, Рогнеда от Рогнеды (патриотично!)… Да трудно, но привычно и есть всегда свой кусок, да и детей нужно было кормить, растить, поднимать — никто не поможет. Сейчас сын и дочь уже давно взрослые, они тоже выбрали работу в сельском хозяйстве — Сергей и Ирина трудятся в Мираторге. О дочери Светлана говорит с гордостью, хотя профессию называет немного замешкавшись — ковбой. Но Ирина это заморское, непривычное дело отлично освоила и даже становилась победителем в ковбойских соревнованиях “Русское родео”, проводимых Мираторгом.
В советские годы снимали фильмы о сельских тружениках: доярках, механизаторах… Сейчас же никто не назовет профессию доярки престижной и востребованной, молодежь боится трудностей, не видит здесь романтики. Однако работа доярки по-прежнему важна, ведь именно с них, этих женщин-тружениц, начинается первый этап производства молока. И, пожалуй, профессия доярки в современном мире остается одной из самых трудных. А справляются с нею простые русские женщины, такие, как моя героиня — скромные, вроде незаметные, готовые взвалить на свои плечи, казалось бы, неподъемный груз, которые все преодолеют, которые не подведут. Которые еще и на мир этот смотрят с улыбкой.
Надежда Соловьева
Фото автора