90 за плечами – совсем не повод для печали
Человеческий век — это много? Целая жизнь… Это сколько? Такие вопросы встают перед юными и молодыми. Зрелые на эти вопросы знают ответы. Зинаида Петровна Андрюшина. В ее жизни было много разных событий: сложных, счастливых, горестных и тяжелых.
Великая Отечественная война, эпоха восстановления страны, легендарные шестидесятые, стабильные семидесятые, дефицитные перестроечные, перестройка страны в девяностых, рубеж второго тысячелетия и вот — за плечами ровно 90!
Ухоженный, уютный домик на краю Воронова. Теплом и жареными пирожками повеяло от самого крыльца. А вот и сама виновница торжества. Увидев ее, слезы сами посыпались из глаз. Она точь в точь похожа на мою маму, совсем недавно ушедшую в мир иной.
Милая, сельская женщина. Всю жизнь прожившая в деревне, трудившаяся с раннего детства на тяжелейших работах, с уставшими, но добрыми глазами, с изрезанными морщинами, но теплыми руками.
Ее судьба была похожа на судьбы многих детей, подростков, живших в военные и послевоенные годы.
Немало нас подростков, было,
Что хлеб везли на фронт из тыла.
Косили травы на лугах,
Метали в десять лет стога.
И в десять лет за плугом шли,
Вздирая пласт родной земли.
С волнением вспоминает Зинаида Петровна военное время. Страх и до сегодняшнего дня не проходит.
— Помню, — говорит она, — как детей у матерей отбирали, и как кричал мой, тогда, шестилетний брат. Помню, как всех жителей Жукова, согнали в Черный поток, закрыли в старом сарае и вот-вот должна была случиться беда, но кто-то помешал извергам, что-то между собой на своем языке покричали, руками помахали, сели в мотоциклы и уехали. А мы разбежались кто куда. Хату нашу сожгли, одно пепелище осталось. Пока землянку рыли — пришлось в погребе пожить. Очень тяжело было терпеть голод и холод.
Все жители работали на полях. Мама шла на колхозное поле и нас брала в помощницы. Мы копали под лопаты участки земли для посадки картофеля, лошадей ведь не было, пропалывали от сорняков ячмень, овес, пшеницу, лен поднимали. Отведут полоску льна, хоть заночуй на поле, а норму выполни.
— Тяжело было и после войны, — говорит Зинаида Петровна. Отец с войны не вернулся. Все тяготы легли на наши детские плечи.
В Дубровку пешком ходили, в ведрах на коромысле молоко носили, обратно с зерном на плечах… Лапти бывало пробьются, онучи насквозь промокнут. А тут ночь настигает. Где придется, там и ночевали. Хозяин впустит, а онучи просушить негде. Там ночь в мокрых и проваляешься. А утром опять в путь — дорогу. Никому не пожелаю той жизни, какую я прожила, — говорит Зинаида Петровна.
Хату построила, бывало у людей в долг попрошу — давали. А как копеечка появится, сразу же отдавала. В школе деревни Жуково техничкой стала работать. (Я в этой деревне 80 лет прожила, — уточняет моя собеседница. Это когда сил не стало, дети в Вороново забрали). Рано утром печки надо было натопить. Дрова сама заготавливала. Лошадь запрягу, да в лес. А морозы тогда какие были. Руки лубенели.
В школе тогда и кино крутили, все колхозные правления и собрания в классах проводились. Грязи столько на ногах приносили. Успевала все убрать. Дети утром приходили в чистые и теплые классы.
Школу не бросала даже тогда, когда в колхоз перешла. Тут уже и семья своя создалась. Муж Алексей Давыдович тоже в колхозе работал пастухом. Дети у нас появились. Четверых родила. Стали подрастать, помогать. А работы я никакой не боялась. Овец колхозных пасла и дояркой, и телятницей работала. На ферме воды тогда не было. Запрягали лошадь, ставили бочку железную на повозку и ехали на Десну. Ведрами пока начерпаем, особенно если зимой из проруби — во рту все пересыхало.
Тут еще беда пришла. У брата рано жена умерла. Пятеро деток сиротами остались. Старалась помочь, чем могла…
Но какой бы тяжелой ни была судьба, женщина всегда шла по жизни с народной песней, в которой и широта души, и слова, каждое на вес золота.
— Песни, говорит ее дочь Татьяна, — она всегда любила и часто пела, поет и сейчас. Выйдет на крылечко, да и запоет. Сначала соседи удивлялись, а потом привыкли и слушают от души.
Сегодня Зинаида Петровна согрета добрым, душевным вниманием дочери Татьяны, которая трудяга, как и мама, ни один десяток лет поваром в школе отработала. Сын невдалеке живет. Внуки приезжают, есть и правнуки. С теплотой отзываются о своей тете Зине ее племянники, которых она помогала воспитывать.
И мы, коллектив редакции, желаем Вам, Зинаида Петровна, чтобы здоровье не подводило, близкие люди радовали своей заботой и вниманием.
Лидия Мартынова
Фото автора