Рогнединские юбиляры. Дедушка из Павловой Слободы

22 мая 2021, 11:57 | Общество 9

Герой моего сегодняшнего очерка Зюкин Алексей Ефимович. В марте этого года он встретил свой 90-й день рождения и это повод, чтобы рассказать о его жизни. Люблю разговаривать с такими юбилярами, но как правило, это женщины, они чаще доживают до ...

Герой моего сегодняшнего очерка Зюкин Алексей Ефимович. В марте этого года он встретил свой 90-й день рождения и это повод, чтобы рассказать о его жизни.

Люблю разговаривать с такими юбилярами, но как правило, это женщины, они чаще доживают до почтенных лет, как-то умудряются вынести порой неподъемный груз бед и невзгод, ведь на плечи того поколения легла война…

Алексей Ефимович тоже не согнулся и интереса к дню сегодняшнему не утратил — вышел навстречу сухонький и по-юношески стройный, хотя и морщинки на лице, и усы поседели, взгляд внимательный. Беседуем с ним, сидя на крылечке небольшого дома в Снопоте, во дворе по хозяйству хлопочут сын Юрий и внук Алексей, приехавшие в гости. Дедушка отвечает на вопросы, только иногда, забыв что-то, просит — сын, помогай!

Итак. Родился наш герой в деревне Павлова Слобода. В семье восемь детей: до него — Егор, Федор, Михаил, Мария, Капитолина, Евдокия, после — Семен, 1933 года рождения. Отец, Ефим Васильевич, трудился на пчельне, мама, Александра Васильевна, — в колхозе. Жизнь, пусть полную тяжелого труда, но счастливую, потому что мирную, перечеркнула война. Отец, родившийся в позапрошлом веке, на фронт по возрасту не попал, а старшие братья шагнули в это пекло. Михаил не вернулся, сложив свою голову в боях под Сталинградом…

Первое, что вспомнилось о военных годах: десятилетний Ленька (Ленька его все звали, а не Лешка) прячется «с брательником Валькой» в кустах, а проезжающие немцы, словно по зверькам, с азартом стреляют по детям. Тогда, вместе с осознанием, что эти пули несут смерть, детство и закончилось.

Когда немцы наступали и шли бои люди ушли из деревни, Зюкины жили в здании уцелевшей школы в Бунево. Вернулись в оккупированную Павлову Слободу, а вместо хаты — пепелище… Горе мыкали всей семьей, скитаясь по чужим углам. Надоело, да и пускать перестали, ведь у каждого своя беда. Тогда отец сказал: «Хватит, жучки, собирайтесь, пойдем жить в землянку!». Переселились в уцелевший колхозный подвал, кое-как его обустроили, батя печку сложил. Перезимовали. Голодали, конечно. Весь скот и птицу немцы забрали, в ход шло все: мерзлая картоха, липник обдирали, опухали от голода. В то время война забрала Капитолину и Евдокию — сестренки умерли от голода и, наверное, от болезней, только кто тогда диагнозы ставил?

Страшные годы войны и оккупации закончились, наступил мир. Все пришлось начинать с нуля. Первым делом стали строить хату. Главное было материал добыть, рассказывает дедушка, на волах лес возили. Дом поставили, он и сейчас стоит в Павловой Слободе, вполне жилой, живой. Именно его Алексей Ефимович считает своим основным домом, живя в Снопоте, скучает по месту, где жизнь прошла, где родные похоронены, где даже землянка, в которой зимовали, уцелела…

Война не дала возможности получить образование.         — Два с половиной класса у меня! — шутит Алексей Ефимович. — Перед армией, правда, собрали нас, таких вот переростков и немного подучили, потому что солдат не должен быть безграмотным.

Служил в Воронеже, вернулся в Павлову Слободу, где родился, где трудовая жизнь началась слишком рано, где все последующие годы трудился до седьмого пота. А профессия его называлась, как он опять пошутил — «куда пошлют»: в колхозе «Родина» и конюхом был, и помощником комбайнера, и на свфиноферме трудился, и хомуты делал. Всего трудовой стаж более сорока лет, а если учесть, что Алексей Ефимович труженик тыла и с малолетства работал наравне со взрослыми, то более полувека наберется.

В родной деревне и счастье свое семейное нашел. Будущая жена, Антонина Карповна, работала учительницей начальных классов в Пакиничской Слободе, жила на квартире рядом — «через ровок». Молодой, трудолюбивый парень, из хорошей (а по тем временам это значило — работящей) семьи, да и гармонист к тому же, был завидным женихом. Квартирная хозяйка Антонины для своей дочки его присмотрела, но только дочка эта себе другого жениха нашла, а «мне Антонина досталась», — снова с юмором говорит Алексей Ефимович и на какое-то время словно выключается из разговора, умолкает, лишь глаза теплеют.

«Более 55 лет вместе. Хорошо они жили»,- продолжает тему сын.

Теперь о детях. Старший сын родился в 60-ом, назвали Михаилом, в честь погибшего под Сталинградом дяди — танкиста. В год первого полета человека в космос родился младший, которому дали имя Юрий. А как же еще, если отчество Алексеевич?

Детей подняли, выучили — за плечами у обоих БИТМ. Михаил живет в Бежице, уже на пенсии, Юрий трудится в Брянске (Брянскнефтепродукт). Он рассказывает, как родители хозяйство держали огромное: по 30 овец в зиму оставалось, две коровы, поросята, птицы всякой много, огород. «Пчельня была, по 80 канов меда брал» — с гордостью уточняет дед, снова включаясь в разговор. И лошади были… Здесь, как я понимаю, затрагиваем больную тему.

— Коня он держал 28 лет. Ромкой звали. Жеребеночком выходил. В 2017 году я его продал, а он все тоскует. — поясняет Юрий Алексеевич.

— Если бы Ромка был со мной, все бы по-другому было, — в который, наверное, раз говорит дедушка.

— Если бы конь был, тебя бы не было, затоптал бы он тебя. Откуда силы с ним справляться? —  не в первый раз оправдывается сын и с виноватой заботой смотрит на старенького, неугомонного отца…

— Мы этот дом купили, когда еще мама была жива, но перевезли его сюда уже одного. Она умерла в 2014-ом. Болела сильно. Приезжаем с братом каждые выходные, а то и чаще. Я пробовал его забрать в Брянск, только он там скучает, не выживет он там. Не хочет. Вся жизнь его здесь.

Как и все представители того поколения без дела сидеть Алексей Ефимович не может, да и не хочет. «Надо трудиться! Надо работать!» — повторяет постоянно. И как бы сыновья не старались его уберечь от физического труда, работу себе находит: траву на огороде подергает, снег зимой чистит, летом уток выхаживает, за пятью курочками своими  присматривает, еще два улья есть и две собаки во дворе.

Алексей Ефимович для снимка в газету надел голубую рубашку и пиджак с юбилейными медалями, хотя главные награды в жизни это двое внуков, трое внучек и уже пять правнучек. И здесь есть чем гордиться. Вот и сейчас дедушка ищет глазами внука, названного в его честь Алексеем. Молодой человек живет с семьей в Москве, но старается чаще родного тезку навещать. Трогательно наблюдать, как глядя снизу вверх на красавца — внука, дед говорит с любовью: — А помнишь, Леша, как я тебя маленького на коне катал?!

Алексей улыбается и сильная молодая рука, словно оберегая, ложится на дедово плечо. Три поколения Зюкиных замерли перед фотоаппаратом. Один щелчок и мгновение жизни остановилось. Смотрю. Любуюсь.

 

Надежда Соловьева

Фото автора

 


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить