Брянцы могут использовать цифровой ID на платформе МАХ как альтернативу предъявляемым документам
Цифровой ID — сервис на базе мессенджера МAX, в котором можно хранить электронные документы, ...
На усадьбе Татьяны Федоровны и Вячеслава Яковлевича Данилкиных, что живут в Хариново, порядок. Уютно и в доме. И уют, и порядок, чистоту и тепло создают они сами. Движет ими жизненный азарт, принцип, что — ли: пока в силах, всё делать самостоятельно, собственными руками: то ли благоустраивать двор, то ли строить что-то или выращивать цветы и овощи.
Вячеслав Яковлевич и Татьяна Федоровна отметили 4 июля юбилей свадьбы. И совсем неважно, что позади 16425 дней совместной жизни — свой юбилей они скромно называют очередной годовщиной свадьбы. А все потому, что искренне верят — погода в доме куда важнее громких слов!
Рассказывать о людях, которых знаешь давно, легко. Я никогда не видела их по отдельности. Они всегда и везде вместе.
Несколько минут общения, и передо мной неунывающий и великодушный образ Татьяны Федоровны. Да это просто генератор энергии и всевозможных идей, вся она дышит работой, горит желанием сделать все, чтобы создать своей семье комфорт, чтобы продукты были с личного подворья, чтобы себе для пользы и гостям в удовольствие, да еще чтобы и в родном селе был порядок. Чуть поодаль от их дома уже много лет красуется творение рук хозяйки.
И ловит девочка бадью
в железных обручах.
И коромысел перелив
у женщин на плечах,
И воду чистую несут —
ее и льют и пьют.
И тот колодец до сих пор
«Татьяниным зовут».
Ухаживает за ним Татьяна Федоровна, хоть давно уже в каждом доме есть водопровод. Пусть будет — кому-то, да пригодится.
…Родилась Татьяна в многодетной семье. Три брата оберегали, защищали и любили единственную сестру.Отец работал на сахарном заводе, мама была звеньевой полеводческой бригады. Сразу две бабушки присматривали за девочкой. Еще крохотной, возрастом один месяц, Татьяне родные предвещали, что будет она хорошо петь, артисткой станет. А все потому, что беспокойной была, день и ночь орала. В том же для нее возрасте и беда пришла…
В крестьянских хозяйствах испокон веков сеяли коноплю. В Комаричах на промышленную основу было поставлено производство конопляного масла. Из конопли, после её обмолота, мочки в копонях у речки и освобождения от костры, получали пеньку.
Сырую пеньку раздавали на просушку по домам. Одну партию подвешивали под притолоку возле печи, а сухую на пол сбрасывали. Вот в этот сухой ворох и попала искра из печи. Дом загорелся. Бабушки завернули Таню в кое-какие тряпки, и в окошко выбросили. Сами сильно обгорели.
За этим испытанием пришло еще одно. Только начали строить новый дом, балка упала отцу на плечи. Долго его лечили в больнице, и в итоге пришел он домой инвалидом, но всем бедам назло всё равно не сдавался. На лошади хлеб в деревню привозил, почту по домам доставлял — работал…
— Помню, — говорит Татьяна Федоровна, — за хорошие показатели маме в колхозе премию выписали, и купили мы маленький телевизор «Рекорд». В деревне ни у кого еще их не было. По вечерам весь народ в нашем доме собирался. Как, бывало, посмотришь, по всей прихожей галоши стояли — тогда ведь люди в валенках ходили. Смотрели телевизор, и чтобы не скучать, семечки конопляные щелкали. Да так увлекались, что шелуху с подбородков не успевали стряхивать. Эту картину нужно было видеть…
А сколько песенниц — мастериц в деревне было.Мои родные на два голоса пели. Как, бывало запоют — душа радуется. Мелодия льется широкая, раздольная, полная необыкновенной красоты, в ней и нежность и теплота, печаль и сострадание.
— Троица была одним из любимых наших праздников, — продолжает разговор Татьяна Федоровна. — На Троицу не работали. Деревня большая была. Гуляли звеньями. Каждое звено шло со своим гармонистом. Потом все встречались, водили хороводы, развивали березку, девушки бросали венки в реку. Все было так красиво. И захотелось мне тогда научиться играть на гармошке. Из последних копеек родители мне ее купили. Сколько радости было. На слух подбирала мелодии. В деревне стали приглашать меня на проводы ребят в армию. Стульчик поставят, чтобы видна всем была — я играю, а все танцуют. В военкомат ехали на машине, на открытом кузове. Я с гармошкой, а народ поет.
Каждый вечер выходила на улицу, садилась на бревна и играла. Молодежь со всей деревни к нам собиралась.
Днем в летнюю пору работали мы на колхозном поле. По 10 гектар сахарной свеклы на каждый дом отводили. Сначало ее пололи, потом продергивали, потом копачиком подкапывали, вытаскивали, чистили и на завод отвозили.
— Помню, — улыбается моя собеседница, — печки топили торфом. Мы с отцом ходили на заготовки. Он накопает, а мы уже ворочаем, сушим. С нетерпение ждали маму. Она приносила обед. Руку бывало от солнца «под козырек» и высматриваем, когда она на горизонте покажется.
Сладкого у нас ничего тогда не было. Бабушка в ступе семечек конопляных натолкёт, свеклы сахарной напарит — с этой начинкой пекли пироги.
По — детски радовались, когда в большие православные праздники бабушка приходила из церкви, а в корзине у неё — кусочки хлеба, намазанные медом. С какой жадностью мы его слизывали. С нетерпением ждали и День выборов. Взрослые брали нас с собой и всегда покупали конфеты «Петушиные гребешки».
А однажды я заболела, и мама отвезла меня на лошади в больницу. В городе она купила шоколадное масло. Каким же вкусным оно было…
— Как же вы оказались в Рогнединском районе? — спрашиваю Татьяну Фёдоровну.
— В Комаричах набирали девушек и юношей в культпросвет училище. А мне очень хотелось научиться играть на баяне.
Поступила. Три года отучилась на клубного работника по специальности руководителя самодеятельного ансамбля народных инструментов. Там же встретилась с Зинаидой Сергеевной Игнаткиной. Она предложила поехать на работу в Шаровичи. А Антонина Романовна Шестеркина отправила запрос в училище. Все карты сошлись. Удивительно красивая природа в шаровичском крае — изумрудная зелень, шикарный лес, чистейший воздух: все сомнения — оставаться или нет — отпали сами собой. На шестнадцать лет в Шаровичах задержалась. Тут был единственный в районе клуб от профсоюза.
— Штат большой у меня был — продолжает разговор Татьяна Федоровна,- библиотекарь, две уборщицы, художественный руководитель, баянист, два киномеханика, четыре истопника…
Дело серьёзное и ответственное — возрождение духовности и народной культуры, развитие народных традиций в укладе сельского быта — словом, работы было много…
… Листаю архив. Год 1982. Агитколлектив Шаровичского Дома культуры выезжал с концертной программой к соседям — труженикам совхоза «Хотмировский». После каждого номера не смолкали аплодисменты. А песни «Мы на лодочке катались», «Сон — трава», частушки, танец «Русская мозаика», «Цыганская пляска» повторялись по несколько раз. Большой успех выпал на долю рабочего строительной бригады В. Клочкова, тракториста совхоза «Заречный» Н. Горенкова.
Тематический вечер под названием «Мы не забудем»: своими воспоминаниями о нелегких фронтовых буднях, о военном товариществе и братстве поделились председатель исполкома сельского совета В.И. Ильюхин и медсестра участковой больницы А.И. Козлова.
Агитбригады, народный хор, чтецы, фольклорный коллектив не раз отмечались авторитетным жюри как лауреаты не только в районе, но и области.
… Бравого парня Вячеслава Данилкина Татьяна тогда ещё не знала, их пути — дорожки не пересекались. А познакомились они, как это часто бывало в те времена, на танцах в клубе. Вячеслав жил тогда в деревне Буда. Туда, с концертом, и приехали самодеятельные артисты из Шарович.
— Услышал звуки баяна, — говорит Вячеслав Яковлевич, — смотрю, девчушка играет.
По его словам, это была любовь с первого взгляда, только сначала он этого не понимал.
— Мне запомнилось ее лицо, ее глаза. Они были такие озорные, — с улыбкой вспоминает он.- Вот как вошла она тогда в мою душу — так и по сей день там!
Таня была девушка видная, интересная, от кавалеров отбоя не знала. О Вячеславе стала подумывать часто. А когда ближе познакомилась со своим суженым, то поняла — никого ей больше и не нужно. Да и она, молодая проворная девушка, оказывается, тоже запала в душу парню.
А парень на самом деле был хорошим. Родился он в многодетной семье, где было пятеро ребят. Отец, Яков Тихонович, работал в райисполкоме заведующим отделом. Весь архив был в его ведении. Перед оккупацией, благодаря четкой и слаженной работе партийных, советских и хозяйственных органов, за короткий срок в тыл страны были эвакуированы техника, госимущество, 12 тысяч голов скота, проведены срочные работы по строительству оборонительных сооружений.
Вместе с архивом Яков Тихонович уехал в Рязанскую область. А потом ушел на фронт. Дошел до Прибалтики. Множество наград и ранений свидетельствовали о его боевом пути.
… Вячеслав Яковлевич закончил строительный техникум.
— Год встречались, — продолжает разговор хозяйка, — а потом поженились. — Свадьбу играли в Буде. Ехали туда на грузовой машине. Веселая свадьба была.
— Работал Вячеслав Яковлевич прорабом, председателем сельского Совета. А я занималась концертами. Форму морскую для агитбригады пошили. Выступали везде: на фермах в красных уголках, на всех праздниках. В любое время года — на сани или на телегу, и вперёд. Обязательно с собой баян. И всю дорогу с песней. Выпускали «молнии», делали стенгазеты…
— Помню,- говорит Татьяна Федоровна, — на 8-е Марта на техпомощи в Шоховку поехали. А в машине один только станок стоял. Держаться не за что. Так мы и летали всю дорогу от стенки к стенке.
— Помню, подошёл потом Василий Никитьевич Милешин, и просит выступить в Стречее. А проехать туда никак нельзя. Ну что, беру баян в руки и с Аллой Нестеровой по снегу на деревню подались. Василий Никитьевич в каждый дом заходил, на концерт народ приглашал. Люди благодарили, и нам приятно.
Навсегда запомнилось мероприятие, посвященное одной из годовщин образования СССР. Костюмы всех пятнадцати республик пошили, и головные уборы точь-в — точь смастерили. Даже натуральный узбекский материал нам прислали.
Разучили танцы всех братских народов: белорусскую «Бульбу», молдавский «Жок», смоленский «Гусачок»…
— Сколько замечаю, Вы всегда одевались по моде? Есть какой-то секрет? — спросила я Татьяну Фёдоровну.
— Секрет в том, что в нашей деревне жила модистка — мастерица. Она -то и наряжала девчат. У нее на стене висел листок, на котором были написаны все наши размеры. Тогда в моде были платья и юбки клеш. Главное же было — найти ткань подходящую. Однажды в магазин, мы жили к тому времени в Хариново, привезли шерстяные платки в красивых букетах, но оказался у них какой-то брак, и их дешево продавали. Я купила три платка в подарок маме. И что же она сделала? Пошила из них мне платье. Чуть — чуть не хватило ткани, так она, как в известной сказке, семь сапог истоптала, и нашла в городе похожий платок. Получаю посылку, а там — красота! Это платье у меня до сих пор бережно хранится.
А сама я любила вышивать разные узоры на юбках, рубашках. В год Олимпиады и мужу, и себе на всех вещах по семи олимпийских колец вышила.
… Шла своим чередом и семейная жизнь. Родилась старшенькая дочь Татьяна, потом средняя Юля, младшая Настя.
По семейным обстоятельствам переехали в Хариново. Вячеслава Фёдоровича назначили руководителем хозяйства. А Татьяну Фёдоровну поставили художественным руководителем в клубе. За восемнадцать лет работы сколько интереснейших мероприятий провела она, сколько вложила души и сердца в создание комнаты деревенского быта…
Жизнь научила супругов Данилкиных рассчитывать только на себя. И по сей день они выращивают овощи, держат кроликов, поросят. Татьяна обеспечивает закрутками и закатками всех родных. А какие вкусные у нее грибы получаются! В свободное время Татьяна Фёдоровна расписывает картины, занимается алмазной мозаикой.
… Слушая их, я ловлю себя на мысли, что из века в век людские истории повторяются: меняются эпохи, уходят времена, а любящие люди все те же. Без улыбки и ласковых взглядов рассказывать друг о друге супруги Данилкины не могут.
Можно и дальше долго рассказывать биографию их семьи, но в датах и событиях всё равно не отразится главное, что отличает союз и жизнь четы Данилкиных — они до сих пор любят друг друга. Так было в молодости, когда любить легко, так остается и по сей день, когда за плечами груз прожитых лет.
Сами же юбиляры на вопрос о секрете счастливой семейной жизни, не задумываясь, ответили: «Секрет в том, что создавая семью, нужно понимать, что ты хочешь прожить с этим человеком всю жизнь».
Особым пунктом в их семейной жизни стоит любовь к природе — без неё они себя не представляют. Прогулки по лесу, ягоды — грибы. походы — всего не перечесть. У супругов большое количество семейных альбомов. Каждый из них со своей историей.
На Новый год, Рождество, юбилейные даты за большим столом собираются у них около 15 человек — вот такое разрослось древо жизни от их настоящей любви. Трое замечательных дочерей — достойных своих родителей, уважительные зятья, любимые внуки — всегда желанные гости в их доме.
Пожелаем и мы семье Данилкиных здоровья, вдохновения, удачи и благополучия, семейной идиллии и приятных встреч с дорогими людьми.
Лидия Мартынова
Фото автора и из семейного архива Данилкиных
Цифровой ID — сервис на базе мессенджера МAX, в котором можно хранить электронные документы, ...
В рамках этой инициативы предусмотрены единовременные компенсационные выплаты для специалистов, ...
Сергей Антошин уже неоднократно поздравлял ветерана, будучи депутатом облдумы, вице-мэром ...
По данным пресс-службы мэрии, в 13 муниципальных спортивных учреждениях города занимаются семь ...
Служба по контракту уважаема и почётна. Так считает Александр Юрьевич Шкапкин, программист ...
Брянская область запустила чат-бот МФЦ на платформе Max, с его помощью жители региона смогут ...