На Брянщине активно развивается «серебряное» волонтёрство
Представители старшего поколения активно участвуют в патриотических мероприятиях, таких как ...
В 2013 году Владимира Николаевича Ефимочкина наградили Почётной грамотой Департамента сельского хозяйства Брянской области: за многолетний добросовестный труд, за то, что долгие годы «отпахал», верой и правдой, в родном совхозе — в передовиках значился. В совхозе, который за многотрудную бытность свою несколько раз менял названия, что, увы, мало помогло делу: хозяйство обмельчало, производство сократилось до невозможности — сколь ни грустно видеть…
Производство сократилось, но остались бывшие работники, ветераны труда, с грустью, с ностальгией помнят которые, как бушевали энтузиазмом и плодородием неоглядные вороновские поля, как гудела земля от тракторов и комбайнов, как радостно встречалось росное утро на зреющей золотом хлебной ниве… Кроме почётной грамоты Департамента, много у него других наград, грамот и благодарностей, ценных подарков, праздничных фотографий — больше сорока лет в сельском хозяйстве: до февраля нынешнего года доработал Владимир Ефимочкин, и со спокойной душой ушёл на заслуженный отдых — хватит, потрудился, пора и честь знать. Давно, например, мечтал на рыбалке вволю посидеть — вот и пришло время — пенсия, сиди не хочу. Он так и делает — всякий погожий день, если нет забот срочных, берёт снасти — и на реку, под Троицкое…
… Семья их простая — от земли, от сохи, от коровника, но это их мир, целый мир, который они любят. От семьи, от земли, от династии — их истоки судьбоносные, их корни и ветви, пути, дороги, горизонты… Малая родина — Вороново. Отец, Николай Павлович, примером был сыну: в совхозе — передовик, на домашнем подворье — добрый хозяин… Тракторист, всегда среди лучших. Прожил, правда, маловато, 66 лет всего — в августе девяносто девятого снесли батю на погост…
Мама, Ольга Ивановна — и телятница на ферме, и в бригадах полеводческих по нарядам ходила. Мужа надолго пережила — на 22 года, в прошлом году схоронили, в апреле: далеко за восемьдесят ей было. В бытность свою, по молодости, мать говорила сыну, что поучиться бы ему надо, поступить куда — нибудь после школы: по нашим — то стопам пойти — не великое, мол, дело. Владимир и сам подумывал на механика выучиться — всюду нужная специальность, да как — то не решил сразу, промедлил, дождался армейского призыва… Служил пограничником в Калининграде, демобилизовался осенью восьмидесятого — до сих пор хранится у него зелёная фуражка, искал её как — то, да не нашёл: так прибрал, что попробуй, найди теперь… А насчёт учёбы он, конечно, передумал — в январе восемьдесят первого в совхозе устроился, шофёром, на ЗИЛ — 130: совхоз тогда «Вперёд» назывался, или, как говаривали местные жители, «вперёдом».
… Месяцы сливались в годы, годы — в десятилетия: сколько всего перевезено, сколько грузов доставлено. Несметные горы. Зерно, торф, удобрения на поля… А километры — кто их считал? Изо дня в день нескончаемые рейсы, маршрутные листы, бегущая навстречу лента просёлочной дороги… Большим производством, шумным многолюдьем, трудовым размахом славилось село Вороново. И поработать, и повеселиться люди умели.
— Теперь уж говорить, конечно, нечего, но всё так явственно помнится: то было радостное время, лучшее из всего, о чём помнить хочется, — говорит Владимир Николаевич. — Для нас оно останется навсегда — и это замечательно, ведь в нём, можно сказать, всё наше богатство, вся наша жизнь… Дело нешуточное — лучшие годы ушли, и тому я доволен, что ушли они в трудах на родной земле. Хотя нет, те годы не ушли — они отданы: этим улицам, улочкам, полям, лугам, зерновым элеваторам… Зелёная жатва, хлебная жатва… Слова — то какие — теплом обдают, будто в душу вросли…
Представляете: летняя страда, сумерки, фонари горят, дневные труды закончены… Идём домой — работяги чумазые… Только зубы блестят. Усталость неимоверная, но на сердце на удивление легко, потому — что потрудились дружно, на совесть, с хорошим азартом, а дома жена ждёт, ужин разогрет, молоко парное… Что может сравниться с этим? Век не забудешь — такая благодать … А утром — всё заново, завертелась карусель: наряды, путёвки, пункт назначения — и за руль, и в дорогу… Замелькали обочины, и ты снова в своей колее, и жить хочется, и жить интересно, и человеком себя чувствуешь, настоящим человеком. Я рад, что остался в деревне… По-другому и быть не могло, по другому — ошибся бы. А так — ничего не потерял, наоборот — приобрёл.
— Жена моя, Нина Ивановна, из здешних краёв, из деревни Жуково. Мы вместе почти сорок лет. Работала секретарём в совхозной конторе. Потом в медпункте, потом — в клубе. Она и сейчас в клубе — артистка наша…
Верно, Владимир Николаевич — артистка. С юных лет песней односельчан радует. Такой уж родилась — никто в их семье голосом певческим не отличался: Нина, можно сказать — самородок. И гитару освоила — никто не учил. Сама, на слух, аккорды подбирала, и наигрывала — наигрывала, покуда мотив, как шёлковый, на звук не ложился. Природный дар помог, настроил душу на музыкальный лад: ей бы после школы в культпросвет поступать, но никуда не поехала — устроилась секретарём в конторе. Решила так, что талант её, и голос сами себя оправдают, без культпросвета… На большую сцену ей всё равно не выходить, а для сельского клуба она и без того — готовая артистка. Голос у неё, и вправду, удивительный: когда просто говорит с тобой — это один человек. Но когда запоёт — это человек другой: преображается вся, молодеет даже, и красивеет. У неё целая коллекция праздничных роликов — в «Одноклассниках» можно посмотреть.
… Свадьбу Нина и Владимир Ефимочкины сыграли летом восемьдесят пятого: с тех пор неразлучны. Через три года будет ровно сорок лет их совместной жизни — рубиновая свадьба. Свой у них дом на улице Цветочной, из детей — дочь Евгения: учитель технологии и изобразительного искусства Вороновской школы Евгения Владимировна Рарыкина — большая рукодельница, мастерица, мы рассказывали о ней. Муж Сергей и двое дочек у Евгении — Даша и Варя: любимые внучки супругов Ефимочкиных.
…Вспоминается Нине Ивановне её первая песня: школьницей, в шестнадцать лет, в вороновском клубе исполнила — первая песня на сцене, первый зал, заполненный до последнего места… Название композиции — «Крейсер Аврора», юности нашей сокровенный мотив, помните: «… дремлет притихший северный город, низкое небо над головой…», а дальше — «волны крутые, штормы седые — доля такая у кораблей, судьбы их тоже чем то похожи, чем — то похожи на судьбы людей…». Удивительные слова, удивительная музыка… Нина спела её, душу вдохнув в каждый аккорд, спела так, будто вся жизнь её на кон поставлена… И слёзы, невыразимые слёзы ослепляющей взволнованности, восторга брызнули из девичьих глаз, когда содрогнулся от аплодисментов ошеломлённый зал.
…Возьми любого человека, чуть присмотрись — и целый мир перед тобой распахнут. Так всегда. Мозаика судьбы его, быть может, неброская, но для него — драгоценная. Немного внимания, участия — и сердечной благодарностью человек откликнется. Вы только подумайте — вдруг, именно ваше доброе слово станет для него самым — самым нужным …
Николай Логвинов
Фото из домашнего архива семьи Ефимочкиных
На снимках: супруги с дочерью и внучками; 90 -е годы.
Представители старшего поколения активно участвуют в патриотических мероприятиях, таких как ...
Фильм «Буратино» стартовал в прокате 1 января 2026 года и сразу показал впечатляющие ...
Заместители начальника Управления Росгвардии по Брянской области исполнили желания брянских ...
С 1 июня 2026 года родители, воспитывающие двух и более детей, смогут получать ежегодную ...
Жители всей страны, включая наш регион, голосовали за населённые пункты (от 100 до 1000 ...
Перед началом праздника были тщательно проверены все места массового скопления людей и ...