Надежда Соловьева. «Птичья история». Часть 2
Цыплят по осени считают, настало время и мое пернатое пополнение пересчитать. Так что «Птичья история», продолжаясь, плавно перетекает из семидесятых прошлого века в наши дни.
Капа и Лапа
Началось все не сегодня, а ровно год назад. Тогда, в начале октября, уже стукнули первые морозы, осень раньше календарного срока стала поздней и совсем не к месту в один из таких холодных дней я услышала отчаянный цыплячий писк и характерное кудахтанье. «Все! Приехали! Только этого мне и не хватало!» — пронеслось в голове, и я уже поняла какой сюрприз мне приготовила курица, «пропавшая» три недели назад.
Цыплят было двое. Совсем крохотные и очень слабенькие — один даже на лапки не вставал. Устроила их вместе с наседкой в веранде, в помощь курице поставила трехлитровую банку с горячей водой, рядом цыпленка неходячего положила, не надеясь, что доживет до завтрашнего утра. Правда наутро он бегал как ни в чем не бывало.
А дальше начались «танцы с бубнами»… Без солнечного света, витаминов и естественного тепла малыши все же росли, только вид у них был, как говорила моя мама, «зануждалый»: перья как попало торчали из цыплячьего пуха, клювы стали какими-то хищными, взгляд безумным. А потом цыплята по очереди «упали на ноги»: не ходили уже, а ползали на скрюченных лапках. Тут я и поняла, как выглядит птичий рахит… Курица оказалась на редкость бестолковой, греть своих чад не торопилась, а наоборот старалась забраться повыше, отбирала у них лучшие кусочки, а когда слетала со своего насеста, то приземлялась точно на несчастных деток, калеча их дополнительно.
Курицу вернула в сарай, а маленьких страдальцев занесла в дом — пусть если и умрут, то в комфорте. Но умирать они не собирались. Тепло и хорошее питание сделали свое дело — цыплята, а это оказались две девочки, выправились и даже на лапки встали. Так и растила их всю зиму в коробке, убирала за ними, и каждый раз, задыхаясь от ненавистного запаха, спрашивала себя — зачем мне это нужно? Но имена дала — Капа и Лапа. Потому что у Капы на голове словно кружевной капор был, у Лапы, соответственно, лапки остались немного кривенькими.
С наступлением марта с огромным облегчением поселила своих девок в курятник. Вздохнула свободно и постаралась забыть этот кошмар, но краем глаза следила как у них складывались отношения с птичьим коллективом. Стрый петух новых невест не оценил, зато молоденький взял над ними шефство с удовольствием.
Материнский инстинкт
В конце мая Капа уже сидела на яйцах. Как в этой сиротке проснулся материнский инстинкт остается загадкой. Однако она нанесла яиц и старательно начала их высиживать — первая из моего куриного поголовья. Дверь в старый сарай закрыли, чтобы никто не мешал, только Лапку пришлось туда запустить, потому что она скучала, да и снова стала сильно хромать из-за удвоившегося внимания молодого петушка. Целую неделю сидела она рядом с сестрой, прежде чем вернуться на свободу.
В положенный срок вылупились цыплята, всего четверо… И то ладно, ведь как говорится — “голодное детство, деревянные игрушки”.
Маму с выводком сняли с гнезда с трудом- она охраняла потомство как кошка, разве только не шипела. Поселили семью в специальную загородку. Сразу заметила, что одного, самого маленького, цыпленка курица поклевывает — мало ли что, может воспитывает так? Однако, когда услышала пронзительный писк и, выбежав на улицу, увидела, что малыш валяется, подняв маленькие лапки к небу, а мама готовится к следующему удару, я поняла: материнский инстинкт дал сбой и птичьего ребенка нужно спасать. А потом смотрела на его маленькую головку, свесившуюся с моей ладони, и понимала, что спасать, наверное, уже поздно, да и некого…
Знакомьтесь! Шурик!
Невесомое тельце положила в коробку. Поставила рядом теплую банку и ушла, с досадой понимая, что все повторяется — снова реанимация, а еще меня мучил надоевший уже вопрос — зачем мне это надо?
Через какое-то время цыпленок ожил и “заплакал”, хотя и по-птичьи, но жалобно так, ведь все младенцы плачут одинаково. Назвала это однодневное чудо Шуриком. Вернуть дитя к маме не получилось: она его открыто ненавидела и старалась опять… убить. Ну что тут поделаешь? Наверное, от нелюбимого петуха Шурик, да и сердцу не прикажешь. Пришлось воспитывать самой. Пару дней держала дома в коробке, потом поселила в теплицу. Но Шурик бегал вдоль стенки и снова плакал, потому что слышал, как совсем рядом бодро пищат соседские цыплята, да ласково кудахчет их нормальная мама. Успокаивался только вечером, когда я приходила с работы и забирала его из очень жаркого и страшного плена. Помню как несла, сжав в кулаке, эту крошку и чувствовала как словно тоненькая жилка на пульсе бьется его сердечко…
Рядом с человеком цыпленок оживал: старательно перебирал своими крошечными лапками и семенил за мной, когда я носила воду, чтобы полить теплицу. Уставал, но не отставал. Вообще, он решил, что самое родное в мире для него существо это мои резиновые калоши. Так и жили — пропалываю картошку, а он клюет что-то, но калоши из вида не упускает, даже пытается устроиться на них, чтобы отдохнуть.
Это ненормально, когда страдает ребенок, хотя и куриный, поэтому попытки вернуть его в семью не прекращались. В конце второй недели курица опомнилась и Шурика приняла. Малыш сразу забыл про мои калоши. Он так трогательно заглядывал маме в глаза, так старательно клевал, то, что она показывала, лапками точно, как мама что-то разгребал. Правда, настороженно отпрыгивал, если курица делала резкие движения. Со своими братьями, которые намного крупнее его, сразу наладил отношения — побил каждого, чтобы знали кто тут главный ребенок! Я успокоилась — не пропадет, ведь, что нас не убивает, то делает сильнее.
Эпилог
В этом году цыплят, которых по осени считают, совсем мало — четыре курочки и петушок. И петушок этот не Шурик! Со временем стало ясно, что мой многострадальный воспитанник — Шурочка.
Сейчас все хлопоты этой птичьей истории подзабылись. но когда взгляд выхватывает из общей стаи моих рыжих кур красавицу Шурочку, когда вижу, как нелепо поднимая свои косолапые ноги, бежит ко мне Лапка, то точно знаю, что птиц по-прежнему не люблю… но жалею!
Надежда Соловьева
Фото из свободных источников