К 75-летию Великой Победы. О подвигах и славе.
В руках у меня красноармейская газета «За Отечество» №55 от 19 апреля 1945 года. На её первой странице призыв И.Сталина к советским воинам решительно ломать сопротивление врага. «Задача сейчас состоит в том, чтобы стремительным натиском армий Объединённых наций в кратчайший срок сокрушить гитлеровскую Германию».
В газете воздаётся должное тем, кто выполняет эту задачу. «Слава героям наступления красноармейцу Маринюк, сержанту Шейкину, младшему лейтенанту Хрущёву!»
«Сергей Шейкин» — озаглавлен материал передовицы. В нём сержант Беляев пишет о своём товарище по полку, о том, что Сергея Шейкина знают и любят как отважного и мужественного воина, мастерски владеющего своей воинской специальностью артиллерийского разведчика-наблюдателя. От умения корректировать огонь артиллерии часто зависят сотни жизней солдат, исход боя и судьба подразделения. Сергей умеет в любых условиях хорошо маскироваться. Готовясь к боям в фашистском логове, провёл много дней и бессонных ночей на переднем крае, обнаруживая и засекая огневые точки врага. Накануне артиллерийской подготовки выявил восемь пулемётных гнёзд и миномётную батарею, которые были уничтожены нашими артиллеристами. Пехота без жертв форсировала водный рубеж. Сам Шейкин находился в боевых порядках пехоты.
— Вчера гитлеровцы дважды предприняли контратаки, чтобы сорвать наступление, и дважды были биты. Зоркий глаз разведчика распознавал замыслы врага. Командованию своевременно были сообщены координаты местонахождения танков и артиллерии противника, места скопления пехоты. Артиллеристы упредили действия фашистов, подавив их огневые средства и разогнав пехоту. В этом заслуга Сергея Шейкина, — написал Беляев.
Фотокорреспондент П.Денисов сфотографировал отважного воина и поместил его снимок также на первой странице.
К тому времени грудь двадцатишестилетнего парня, уроженца Рогнединского района, Сергея Епифановича Шейкина, находившегося на фронте с августа 1941 года, украшали орден Красной Звезды и два ордена Славы (третьей и второй степени). Каждый орден, всего их четыре (о последнем разговор отдельный), как веха его боевого пути. И за каждым -героические подвиги нашего земляка.
К третьему ордену Славы I степени Шейкина представили 25 марта 1945 года за корректировку огня нашей артиллерии и нанесение огромного урона врагу в районе Шидлув (Польша), при форсировании реки Одер (Германия), в бою за населённый пункт Бенау (Германия).
За всю войну Сергея Епифановича не смогли вычислить, откуда он передавал координаты (так умело маскировался), ни немецкие снайперы, ни их спецы иного рода, охотившиеся за ним. Но пуля, выпущенная из-за угла какой-то немкой уже в предместье Берлина, всё же, нашла его, пробив ключицу правой руки.
Представление Шейкина к награждению орденом Славы I степени я показал военному историку Сергею Михайловичу Аксёнову, ведущему большую поисковую и исследовательскую работу в Брянской области. Попросил выяснить судьбу награды. Оказалось, что этот орден Славы Сергей Епифанович не получил.
— Дело в том, — сказал Аксёнов, — что ваш земляк по этому представлению был награждён орденом Отечественной войны II степени. Такое, к сожалению, случалось. Приказ издан 27 ск 13А 1 Украинского фронта № 23/н от14.05.1945 г.
Сейчас трудно сказать, что водило рукой ставившего свою последнюю подпись под награждением. Несомненно, что командир полка, готовивший представление и находившийся ближе к передовой, был более справедлив в оценке последних подвигов сержанта С.Е.Шейкина.
Как бы там ни было, но в результате Рогнединский район лишился ещё одного Героя Советского Союза. Как известно, три ордена Славы приравниваются к этому званию.
Когда мы вели поиски «третьей Славы», на одном из сайтов обозначилось: «Добавить героя в галерею «Дорога памяти» в Главном Храме Вооружённых сил России». Подсказка оказалась своевременной. Связался с дочерью Шейкина Евдокией Сергеевной, и мы с превеликим удовольствием это сделали.
После войны Сергей Епифанович связал свою дальнейшую судьбу с лесом. До пенсии он не дожил, умер в год 30-летия Победы в 56 лет. Подвело сердце. Сказалось пережитое.
Представители власти, жители Каменки похоронили его на деревенском кладбище. Семья установила на могиле скромный памятник.
В.Коваленко
На снимке: Сергей Епифанович Шейкин