«Хочется одного — приносить пользу людям!»
День пожилого человека, как это ни парадоксально, совсем молодой праздник, отмечается он, начиная с 1992 года, 1 октября. Такая дата объяснима — осень года, осень жизни… Пора, о которой в молодости думаем с грустью, заранее пугаясь того, что несет еще далекая старость.
Но бег времени не остановить и, переступая пенсионный рубеж, мы порой не замечаем, что как и наши родители уже иногда сетуем — «молодежь нынче не та». И за плечами у каждого — багаж из знаний, дел, свершений, потерь и приобретений, счастья и горя. Крепнет осознание того, что душа-то не стареет, на собственном опыте убеждаемся — в жизни, как и у природы «нет плохой погоды», и еще — «что посеешь, то и пожнешь».
Накануне Дня пожилых людей беседую с замечательной женщиной Прасковьей Ивановной Гавриковой. И уже в самом начале разговора понимаю, что этот материал можно давать и в следующий номер, ко Дню учителя, потому что тема профессиональной деятельности занимает почти все время нашей беседы. О себе — совсем неохотно и мало. А что рассказывать? Жила, работала, своих детей растила, чужих учила. Хотя выражение «чужие дети» для нее, как учителя, неприемлемо — все свои.
Родилась моя героиня в деревне Глуховка, в деревне, которой уже нет на земле. А когда-то здесь звенела детскими голосами начальная школа. Замечательные люди трудились на полях и фермах. Умели работать, умели отдыхать — сельский клуб никогда не пустовал.
«Спасибо моим родителям, — говорит Прасковья Ивановна, — они научили нас, четверых детей, трудиться, быть ответственными, не пугаться трудностей. С детства помогали маме, которая работала дояркой на ферме, безропотно все домашние дела выполняли». В 1961 году Паша Денюшкина пошла в свою, глуховскую, начальную школу, где и был заложен прочный фундамент знаний, а за это спасибо первой учительнице — Морозовой Марии Павловне. Дальше — Старохотмировская школа и снова слышу спасибо учителям — Анастасии Емельяновне Фоминой, Елене Николаевне Ильюшенковой, Ефросинье Лаврентьевне Васильевой, Валентине Федоровне Печориной, Алле Андреевне Соломниковой. «Они не только дали прочные знания, они помогли мне стать человеком. Многих уже нет — Царство им небесное, а вот Алла Андреевна и Валентина Федоровна еще работают в школе и я уверена, что счастливы те дети, которым они преподают», — говорит Прасковья Ивановна.
Моя собеседница вспоминает о том, что художественная самодеятельность, различные кружки — это все было в сельской школе. До сих пор в памяти постановка «Спящая красавица» на немецком языке, режиссером — постановщиком которой был Н.Н. Сиверин — молодой и обожаемый учитель. Прасковье Ивановне досталась роль злой мачехи, роль совсем ей неподходящая по складу характера, но справилась, раскрепостилась, почувствовала уверенность в себе. До сих пор говорит спасибо Николаю Николаевичу: «пусть его сердце согревает еще долго близких по духу и родных людей».
Продолжая рассказ, Прасковья Ивановна с гордостью отмечает, что сельская школа в глубинке множество замечательных людей вырастила и выпустила в большую жизнь. А еще определила выбор пути нашей героини. В 1971 году она поступает в Новозыбковский пединститут, выбирает точные науки — физику и математику. Годы студенчества — самое счастливое время. Училась и все больше убеждалась, что это ее, это на всю жизнь.
По распределению выпускница пединститута вместе с подругой А.С.Зайцевой попадает Рябчинскую среднюю школу, где и состоялось становление как учителя, где прошла «боевое крещение». Прасковья Ивановна с благодарностью называет имена всех членов педагогического коллектива, своих добрых наставников. С огромной теплотой вспоминает учеников старшего класса, где была классным руководителем. «31 ученик и только 6 девочек. Я учила их, они учили меня. Учили в первую очередь человечности, доверяли свои секреты, делились проблемами, советовались. Очень им, первым моим ученикам, благодарна!», — говорит женщина.
Уходить из этой школы не хотелось, но, проработав два года, вышла замуж за своего земляка Василия Гаврикова (о муже с уважением — великий труженик!) и, сменив фамилию, вернулась в Старохотмировскую среднюю школу, теперь уже преподавателем.
— Я вообще по жизни везучий человек, и здесь мне тоже нравилось работать. То, что в родной школе я на виду, все меня здесь знали, только добавляло ответственности, да и в грязь лицом не хотелось ударить. Я старалась. Преподавала физику, дали классное руководство, снова в старших классах. Спасибо моим ученикам за то, что терпели меня (улыбается). Многие из них теперь сами учителя. Это С.Н.Макарова, Н.Д.Васильева, С.В.Рудова, Е.А.Гагарина, С.А.Ерохова, В.А.Кротов.
В семье появились сын и дочь. Василий и Таисия. Давно уже взрослые самостоятельные люди, высшее образование получили, создали свои семьи. Растут трое внуков — бабушкины любимые дети. “Слава Богу, они любят, и не забывают обо мне”.
Прасковья Ивановна очень позитивный человек. «Можно сказать — жизнь состоялась!» — говорит она. И глаза голубые-голубые, молодые светятся такой добротой, что на сердце теплее становится. А волосы-то совсем седые и морщинки не по возрасту, ясно, что в жизни не все гладко было. Только и трудности Прасковья Ивановна умеет принимать со смирением и терпением. Именно об этих качествах: доброте, терпении и еще огромном трудолюбии, говорят ее ученики, давно ставшие взрослыми людьми, и обязательно добавляют про любовь к детям.
Знаю, что на хрупких плечах Прасковьи Ивановны и сегодня, когда почти 40-летний период работы в школе закончен, лежит большая нагрузка — огород, домашняя скотина. Спрашиваю об этом, а она не понимает о чем здесь говорить? Ведь хозяйство всю жизнь держала и в Хотмирово, и сейчас. Когда в 2012 переехала в Рогнедино, то перевезла сюда все свое хрюкающее и мычащее подворье. «Мне же дети помогают, сын рядом живет, старший внук Алеша уже почти взрослый». И ни слова о том, что нужно встать на заре, накормить, напоить, подоить, еще в поле отогнать. Не жалуется на жизнь, не уточняет что переехала из Хотмирово, когда сгорел дотла дом. Не рассказывает, как еще 4 года ездила из Рогнедино в свою школу, ловила попутки, мерзла в стужу, дрожала под осенним ветром, а рассчиталась только когда серьезно заболел муж и нужно было его выхаживать. И его, и маму старенькую. Только разве это трудно — это же родные люди? Как же по-другому? А ведь благодаря ее стараниям, заботе, уходу и молитвам, они, тяжело больные, пожили еще вопреки всем прогнозам.
…Моя мама, родившаяся до войны, самым главным качеством человека считала любовь к труду. Таких людей она уважительно называла «трудяга». И это была высшая похвала, намного выше, чем любой орден и награда. Прасковья Ивановна — трудяга. Только почему бы сейчас не остановиться, просто присесть без дела, радоваться на внуков, отдохнуть? Да не умеет она. Не научилась за всю свою жизнь, а теперь уже точно не научится. Успевает с другого конца Рогнедино прибежать, например, на субботник на Алексиевском храме, а работает как! Еще ведет воскресную школу для юных прихожан. И с такой любовью это делает, что появляется желание тоже сесть за парту, слушать ее рассказ и забытое, ласковое обращение «деточка». И вернуться в детство на минуточку.
«Хочется одного — приносить хоть какую-то пользу людям, быть нужной. Cпасибо отцу Александру, что доверил мне вести воскресную школу. Хочу обратиться к родителям — спешите наполнить сердца детей добром, уберечь их от зла и раздражительности. Ведь только в детстве мы добры, доверчивы, снисходительны, мягки, не умеем еще осуждать, души пока чистые, способные к состраданию. Старайтесь держать деток ближе к Церкви, это поможет им избежать многих ошибок».
Здоровья, счастья, долгих лет и внимания родных Прасковье Ивановне и всем людям, которые отмечают свой праздник 1 октября!
Надежда Соловьева
Фото автора