Школьный музей в Рогнедино
Историко – краеведческий музей Рогнединской средней школы был открыт 23 февраля 1981 года. С того дня он — составная, деятельная часть школьного организма; его превосходная, исключительно объёмная, многообразная, увлекательная коллекция, собрание, фонд экспонатов, количество и качество экспозиций — несметный букет эпитетов и определений можно придумать, и все они будут правильными – красноречиво свидетельствуют о несомненной и безусловной уникальности организации, о громадности и добросовестности проведённой здесь работы.
… Тысячи редкостных, отлично представленных экспонатов, грамотное, профессионально продуманное оформление экспозиционных залов. Здесь целые пласты — драгоценные пласты — истории школы, истории района, истории Родины… Тысячи людских судеб, профессиональных, учительских династий, фронтовиков, выпускников, преподавателей: живой, пульсирующий нерв прошлого и настоящего, само дыхание времени, эпохи, века… Ценнейшие фотографии, документы, редчайшие находки, состав которых пополняется из года в год. Люди звонят, приезжают, что – то приносят, рассказывают: делятся самым дорогим и памятным; семейными, родовыми реликвиями; делятся родной и родимой стариной, держат её, как хрустальную чашу — чашу жизни; ту далёкую, невозвратную, несказанную бытность… Свою судьбу и долю.
… Воинский зал – это целое явление, зов, крик, эхо и пламя войны во всём её суровом колорите, трагизме и величии. Предметы бесчисленных раскопок и поисков – фрагменты, детали оружия, боеприпасов… Армейские знамёна, ордена, осколки, простреленные каски… Амуниция, личные принадлежности, боевое оснащение: и наших, и немецких солдат. Всего не перечислишь, да и не благодарное это дело – перечислять. Надо видеть. Музей, это, прежде всего — индивидуальное, зрительное восприятие, личные эмоции, раздумья, чувства, переживания…
Награды, фронтовые письма – знаменитые треугольники, похоронки, партизанские удостоверения, красноармейские книжки, наградные листы — с выцветшими, но явственно различимыми датами, должностями, званиями, фамилиями. Всё строго, чётко, возвышенно, лаконично и свято. Люди будто перекликаются с нами из седой, невыразимой дали, из глубины времён, событий и лет, будто разговаривают с ныне живущими, возвещая душой и сердцем любовь к жизни и радость победы. Поэтому так ли непостижимо, невероятно далеки они от нас? Мы чтим их память, их подвиг, мы знаем их имена, мы видим их на фотографиях – нить, преемственность поколений незыблема, неприкосновенна, монолитна, и здесь она предстаёт во всей своей красоте и силе.
… Краеведческий зал поражает удивительнейшим многообразием и увлекательностью невероятного множества атрибутов повседневного быта и бытности русского мастерового народа, деревенского и ремесленного люда; рабоче – крестьянских, городских и сельских будней – простых, бесхитростных, житейских, жизненных; в коллекции довольно предметов дореволюционных времён: литые колокольчики, ключи, кольца, кресты. Равно как и монеты эпохи Екатерины Второй, и периода правления последнего русского Императора – Николая Второго.
Само собой, имеются половики, утюги, самовары, прялки, чугуны, самопряхи – как же без них? Избяная Русь веет древней полынью, дымом печным…
В музейной книге отзывов обширный список благодарностей: и от простых граждан, и от лиц высоких рангов, побывавших здесь на экскурсии – например, депутатов Государственной Думы; да и сам Губернатор Брянщины, Александр Богомаз, не столь давно посещал музей, и весьма похвально о нём отозвался.
Что лежит в основе масштабного, надёжного становления Рогнединского школьного музея, его капитальной структуры, его оригинальности? Безусловно, первейшая роль здесь – директора школы, Тамары Александровны Шарафновой, пребывающей в должности более двадцати пяти лет. Её чуткое, внимательное, бережное, вдохновенное отношение ко всему, что касается деятельности музея, его развитию, содержанию и привлекательности; её всесторонняя помощь, содействие и поддержка исключительно способствовали формированию музейной структуры как составной, функциональной части школьного организма, его жизнедеятельности, его безусловному размаху и значимости. Он стал гордостью школы, гордостью Рогнединского района. Таким он является сегодня, и это действительно — здорово. Уверен, не много найдётся таких школьных музеев даже и в области.
…В разные годы руководителями музея являлись преподаватели: Валентина Ивановна Колобова, Надежда Ивановна Донцова, Анна Юрьевна Матвеева. Несомненно, они немало сделали для того, чтобы выглядел он достойно, чтобы его экспозиции удивляли и радовали людей.
…Нынешний руководитель музея – Виталий Матвеевич Демиденков, преподаватель ОБЖ. Старается. Экскурсии проводит интересно. Есть благодарности. Молодец. Дело творческое. Надо увлечь детей, школьников – это прежде всего. Чтобы знали и любили они малую родину, помнили о войне, чтили своих предков, чтобы росли Отчизны патриотами. В этом — главное. Ради этого – всё.
Превосходна экспозиция, посвящённая выпускникам школы. Тут действительно — раздолье. Все выпускные годы последовательно запечатлены на стендах; несметное множество фотографий, красочное оформление… Разлетелись по жизни девчата и парни – как птицы, тысячью судеб, у каждого свой путь, своя высота… И полнятся из года в год галерея молодых, юношеских лиц – ждут их горизонты счастья…
Николай Логвинов
Фото автора